|
|
N°178, 29 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иногда они возвращаются
Михаэлю Шумахеру осталось три гонки до конца славной карьеры
До конца чемпионата мира «Формулы-1» 2006 года осталось провести только три гонки, в которых на кону будет стоять сразу два титула -- в личном и командном первенстве. Перед финишным рывком только два очка разделяют действующего чемпиона и лидера нынешнего сезона Фернандо Алонсо от опаснейшего преследователя в лице Михаэля Шумахера. Великий немецкий гонщик, решившийся наконец объявить о завершении своей карьеры, не прочь к своим предыдущим семи чемпионским коронам напоследок прибавить еще одну. Освободившись от того психологического пресса, который давил на него почти с самого начала чемпионата, Михаэль сейчас предельно сосредоточен на решении задачи, еще в середине лета казавшейся трудновыполнимой. Ликвидировать преимущество в 23 очка, которое создал испанец после восьми гонок первой половины сезона, уже сродни маленькому подвигу. Превратить маленький подвиг в нечто легендарное, выиграв чемпионат, и предстоит Шумахеру в оставшихся трех гонках.
Что и говорить, Михаэль Шумахер заканчивает свою гоночную карьеру на мажорной ноте. Но и в эту лебединую песню великолепного спортсмена закрались фальшивые нотки. Скандальное наказание Алонсо на Гран-при Италии добавило аргументов недоброжелателям Шуми, ведущим черный список его прегрешений. Конечно, и в спорном решении судей в Монце они усмотрели руку Шумахера, всегда стремившегося, по их твердому убеждению добиться цели любыми, даже самыми грязными, способами. Сам Михаэль никогда не обращал внимания на эти обвинения. Конечно, он не безгрешен. Но и чужих грехов ему приписывать не стоит. Может быть, на стюардов, принимавших решение о штрафе Алонсо, и оказывалось давление со стороны высокого начальства, однако подозревать, что делалось это с подачи самого Шумахера, нет никаких оснований. Да и услуга, оказанная тем самым гонщику, теперь больше походит на медвежью. Гонку Михаэль в итоге выиграл бы и без этого решения, но у обиженного Алонсо не было бы повода говорить об «утрате «Формулой-1» спортивного духа». Чтобы доказать, что он действительно сильнейший гонщик, не нуждающийся в подобных подарках, Шумахеру нужно постараться выиграть все три оставшиеся гонки.
Выиграет ли Шуми свой восьмой титул или нет, на его будущем это никак не скажется. По крайней мере, что касается финансовых вопросов, Михаэлю жалеть об уходе из «Формулы» не придется. Уже сейчас многие спонсоры, сделавшие его одним из самых высокооплачиваемых спортсменов, готовы продлить сотрудничество с ним и после ухода из гонок. Семь крупных компаний предложили пилоту своеобразную пенсию, сумма которой более 20 млн евро в год. Но сможет ли Михаэль надолго остаться без гонок, которые уже стали частью его жизни.
Один из самых принципиальных в прошлом соперников Михаэля Шумахера двукратный чемпион мира Мика Хаккинен считает, что Михаэль когда-нибудь вернется на трассу. «Гонки у нас в крови, -- высказал свое мнение финн. -- Мы не представляем жизнь без скорости». История «Ф-1» знает примеры, когда чемпионы возвращались после небольшого перерыва. Два самых ярких -- это Ники Лауда и Ален Прост. Австриец, став в 1977 году двукратным чемпионом мира, перешел из «Феррари» в «Брэбэм». Но четвертое место в чемпионате-78 и лишь 14-е годом позже подтолкнули Лауду к решению уйти из гонок. Однако в 82-м новый босс «Макларен» Рон Деннис уговорил Ники вернуться. В 84-м Лауда стал чемпионом мира в третий раз, а через год окончательно завершил карьеру.
Ален Прост, будучи трехкратным чемпионом мира, в 1991 году со скандалом покидает «Феррари», когда до окончания чемпионата остается последний этап. Все вакансии в топ-командах на следующий год уже заняты, и француз потерял целый сезон. Вернувшись в 1993 году, Прост легко выигрывает свой четвертый чемпионский титул за рулем «Уильямса». После чего уходит совсем. Обратным примером служит Найджел Мэнселл. После выигранного в 1992 году чемпионата англичанин перешел в серию CART, где также добился успеха. Но его попытки вернуться в «Ф-1» потерпели фиаско. В 1994 году он провел четыре гонки за «Уильямс» и даже одну из них выиграл. Но затем был странный сезон-95 в «Макларен», после которого уже никто не воспринимал Мэнселла как серьезного гонщика. Хаккинен тоже пытался вернуться, но, проведя ряд переговоров с «Уильямсом» и БАР, решил возобновить карьеру в немецкой кузовной серии.
Дмитрий СИТНИК