|
|
N°178, 29 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Соединенно-штатное расписание
В Москве проходит фестиваль американского кино
Каждый месяц на наших экранах (как и во всем остальном мире) появляются десятки американских картин. Немногим меньше выходит на легальных видеоносителях. И все равно картина американского кино остается достаточно неполной -- целые пласты едва ли не самой развитой и оригинальной кинематографии мира остаются неведомыми не только широкой публике, но даже узким специалистам вкупе с фестивальными завсегдатаями. Первый московский фестиваль американского кино «Образы Америки», который начался в кинотеатре «35 ММ», делает попытку -- и, судя по программе, небезуспешную -- закрыть наиболее интересные лакуны.
Фестиваль продлится до воскресенья, 1 октября, но вместит в себя немало -- целых четыре программы (плюс ретроспектива из шести фильмов классика мировой документалистики Фреда Уайзмана, которую представит сам режиссер). Под рубрикой «Гении начинались так» покажут дебютные работы Гаса Ван Сента (Mala Noche, 1985) и Тодда Хейнса («Яд», 1989), известных не только своими весьма впечатляющими художественными поисками, но и нетрадиционной сексуальной ориентацией. Фильмы эти неплохо известны у нас по пиратским копиям, но на большом экране демонстрируются, понятное дело, впервые.
В «Классике Голливуда» организаторы фестиваля собрали картины конца 40-х -- начала 50-х годов, во многом сформировавшие образ американской цивилизации в ее собственных глазах (и в глазах остального мира, не огороженного от Америки тогдашним «железным занавесом»), но прискорбно неизвестные у нас: это сделанный с ощутимым немецким акцентом вестерн Фрица Ланга «Ранчо с дурной славой» (1952) с участием Марлен Дитрих и Артура Кеннеди; не самый известный фильм постановщика «Бунтаря без причины» и «Джонни Гитары» Николаса Рэя под названием «Необузданные» (1952), где тот же Кеннеди, а также Роберт Митчум и Сьюзан Хоуард образуют любовный треугольник на фоне настоящего американского родео; наконец, военно-лирическая комедия Мелвина Ле Роя «Безоговорочно» (1946), где помимо Клодетт Кольбер в главной женской роли и целого ансамбля голливудских звезд уровня Кэрри Гранта и Джека Бенни, сыгравших самих себя в небольших камео, в главной мужской роли в несколько неожиданном для него образе романтического героя можно увидеть Джона Уэйна.
В программе «Экран.doc» собраны самые любопытные американские документальные фильмы последнего времени, среди которых соискатели «Оскара» за прошлый год -- «Убийственный мяч» (2005) Генри Алекса Рубина и Даны Шапиро (про состязания по регби среди парализованных игроков на инвалидных колясках; фильм вопреки ожиданиям довольно жесткий) и «Уличные бои» (2005) Маршалла Карри (исследование современных политтехнологий на примере предвыборной борьбы кандидатов на место мэра Ньюарка), а также еще пять картин, среди которых «С широко раскрытыми глазами» (2006), очередное эссе-автопортрет классика американских независимых Алена Берлинера -- на сей раз он делает далеко идущие выводы из анализа собственной бессонницы.
Наконец, наибольший интерес не только для специалистов, но и для широкого круга киноманов представляет игровая программа «ИндиВид», составленная из картин, которые далеко не всегда попадают в поле зрения наших киноманов, но интерес представляют не меньший, чем иные куда более раскрученные картины их весовой категории. Итак, «Чудесно» (2006), дебютная «драмедия» Сиофры Кэмпбелл с Мартой Плимптон, Аннабеллой Шиоррой и Эваном Бремнером, чернушно-сатирический взгляд на жизни, которые ломаются под бременем уорхоловских «пятнадцати минут славы»; «Поцелуй меня снова» (2006) Уильяма Тайлера Смита, где герои Джереми Лондона, Кэтрин Уинник и Мэрели Тейлор экспериментируют со свободной любовью, которая приносит им массу дополнительных стрессов; «Девять жизней» (2005), история, как нетрудно догадаться из названия, девяти жизней (женских -- среди занятых здесь актрис Гленн Клоуз, Сисси Спейсек, Холли Хантер и Робин Райт Пенн), поставленный сыном Габриэля Гарсия Маркеса, лауреатом каннского «Особого взгляда» и триумфатором «Санданса» Родриго Гарсия; «Кин» (2006) Лоджа Кэрригана, история психически неуравновешенного человека (Дэмиен Льюис), во многом перекликающаяся с дебютным фильмом Кэрригана, потрясающим псевдотриллером «Чистый, выбритый»; язвительный нео-нуар Ника Гати «У Мини это в первый раз» (2006) с отменными актерскими работами Алека Болдуина, Кэрри Энн-Мосс и Ники Рид; «Кирпич» (2005) Райана Джонсона, который критики наперебой называют лучшим «черным фильмом» за долгие годы и где традиционные сюжеты и настроения криминальных фантазмов полувековой давности перенесены в антураж современного студенческого кампуса. А на закрытии обещают фильм-сюрприз.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ