|
|
N°176, 27 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сержант Сивяков признан виновным
Вынесен приговор по "делу Сычева»
Челябинский гарнизонный военный суд вчера огласил приговор по самому скандальному армейскому уголовному делу последних лет -- делу рядового Андрея Сычева, искалеченного сослуживцами, как полагала военная прокуратура, в результате неуставных отношений. Вину главного обвиняемого, младшего сержанта Александра Сивякова, суд счел полностью доказанной и приговорил его к 4 годам колонии.
Действия подсудимого в отношении пострадавшего солдата военный суд квалифицировал еще жестче, чем в свое время военная прокуратура. Изначально Сивякову инкриминировали пункт «а» части 3 ст. 286 УК РФ -- превышение должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения. В приговоре же упоминается еще и пункт «в» этой же статьи УК, предусматривающий наказание еще и за то, что это самое превышение полномочий повлекло тяжкие последствия.
Приговор по «делу Сычева» был вынесен аккурат перед началом осеннего призыва. Конечно, суд вряд ли специально мог «подгадать» дату. Судебный процесс, вообще вещь малопредсказуемая, к тому же, значительную роль в том, что этот процесс так затянулся, сыграла именно защита обвиняемого. Тем не менее, этот факт на фоне всей предыстории приговора очень символичен. Вся трагическая история рядового Сычева изначально была предельно политизирована. Как только о ней стало известно, все, кто был так или иначе причастен к уголовному делу или просто им интересовался, разделились на два явно враждующих лагеря. Одни, в том числе сами военные, полагали что «эпопея солдата Сычева» искусственно «раздута» (или даже выдумана) для дискредитации и огульного «охаивания» российской армии и лично министра обороны Сергея Иванова, считающегося одним из возможных преемников президента Путина. Другая «партия», представленная сугубо «гражданской» общественностью и правозащитниками, расценивали это дело как «последнюю каплю», свидетельствующую о полном разложении нашей армии и, в целом, военной системы. Когда эта история только начиналась, представители Минобороны подсчитывали, какой ущерб поднятая вокруг судьбы Андрея Сычева шумиха нанесла начинавшемуся тогда весеннему призыву. Понятно, что огласка этого дела не могла добавить энтузиазма молодым людям, и их родителям насчет перспектив исполнения долга по защите родины.
Однако вчерашний приговор явно не устроил обе «партии». Одни остались недовольны тем, что факт неуставных отношений все же был признан. Другие - тем, что приговор оказался слишком «мягким» и не дал достойной, по их мнению, оценки происшедшей трагедии. Соответственно, на данном этапе (скорее всего, приговор будет обжалован) результат судебной эпопеи вряд ли может эффективно использоваться сторонами в политических баталиях. Что касается самого Челябинского гарнизонного военного суда, то он, очевидно, осознавая возложенную на него ответственность, аргументировал свое решение очень аккуратно и выверенно. В приговоре указано, что основная вина подсудимого заключалась именно в превышении полномочий, действительно, как и полагала прокуратура, выразившемся в издевательстве над солдатом. При этом суд отметил, что Александр Сивяков не предвидел, чем обернется подобное «воспитание», и его действия в части последовавших тяжких последствий для здоровья рядового Сычева носили неосторожную форму.
История «дела Сычева» началась в середине января, когда в Екатеринбурге впервые стало известно об издевательствах над свердловским призывником в Челябинском танковом училище, где он служил в батальоне обеспечения. Тогда в комитете солдатских матерей рассказывали, что в новогоднюю ночь рядовой Андрей Сычев был избит сослуживцами до такого состояния, что через несколько дней его пришлось переводить из военного госпиталя в гражданский, а там -- ампутировать обе ноги и половые органы, лишь бы спасти жизнь.
Несколько дней спустя на пресс-конференции в Главной военной прокуратуре (ГВП) история получила всероссийскую огласку. В Челябинск направились делегации журналистов, проверяющих из Минобороны, военной прокуратуры, Общественной палаты. Следствие продолжалось несколько месяцев и выявило массу других случаев неуставных отношений в танковом училище. Первые приговоры были вынесены уже весной, но само «дело Сычева» начали рассматривать только летом. Три месяца суд слушал противоречивые выступления свидетелей. Одни утверждали, что младший сержант Александр Сивяков действительно избивал как Сычева, так и многих других солдат, а уже в ходе следствия некие высокие военные чины пытались угрозами заставить их изменить эти показания. Другие свидетели, вызванные стороной защиты, наоборот, обвиняли прокуратуру в давлении на них и вообще фальсификации всего уголовного дела, и рассказывали, что это сам солдат Сычев был очень неряшлив, не соблюдал личную гигиену и оттого заболел. Даже для выяснения причин ампутации ног Андрею Сычеву и оценки состояния его здоровья потребовалось проводить четыре медэкспертизы. Причем и после этого уже в суде разные медики -- военные и гражданские -- друг друга опровергали и обвиняли в непрофессионализме.
На процессе звучали даже мнения о том, что молодой солдат был изнасилован офицером. И самому Андрею Сычеву, который к заседаниям суда уже стал чувствовать себя лучше, пришлось писать письмо и объясняться по поводу прозвучавших в отношении него показаний.
Неделю назад, заслушав последнее слово Александра Сивякова, суд ушел на совещание и вчера судья Юрий Шатский огласил приговор. Таким образом, суд подтвердил правоту следствия, которое видело события новогодней ночи такими: Александр Сивяков, будучи в нетрезвом состоянии, разбудил Андрея Сычева и заставил молодого человека несколько часов сидеть в позе полуприсяда, периодически пиная его по голени. В 7 утра он позволил рядовому лечь спать. Следствие при этом утверждало, что именно это, а не наследственная болезнь, стало причиной ухудшения самочувствия и потребовало ампутации ног.
Обвинения в адрес прокуратуры, которые звучали из уст некоторых свидетелей, считавших, что на них оказывалось давление, суд во внимание принимать не стал. Поскольку суд рассматривал не один эпизод, а несколько, и обвиняемым был не только Александр Сивяков, в приговоре фигурируют два других подсудимых -- Павел Кузьменко и Геннадий Билимович. Суд приговорил их к условному наказанию в виде 1,5 лет лишения свободы с годичным испытательным сроком. Александр Сивяков, приговоренный к 4-летнему лишению свободы, будет также разжалован в рядовые и три года не сможет занимать командные должности. Поскольку под арестом Сивяков находится уже полгода, срок в колонии составит 3,5 года. Это намного меньше, чем требовала прокуратура (6 лет) и родные Андрея Сычева (12 лет), но все равно больше, чем рассчитывал сам обвиняемый.
Его адвокаты на последнем заседании убеждали суд, что младший сержант должен выйти на свободу. Сейчас решается вопрос об опротестовании результатов процесса. Свое решение Сивяков объявит через адвокатов, как ожидается, сегодня или завтра. Представлявшая его интересы Елена Устинович описала состояние своего клиента как шоковое, и признав приговор мягким, объяснила сей факт слабостью доказательной базы. Адвокат семьи Сычевых Евгений Белов не исключил, что также будет обжаловать вердикт суда, поскольку «искалечена жизнь человека». Сестра Андрея Сычева Марина Муфферт не сомневается, что в течение 10 дней семья опротестует слишком мягкий приговор. «Мы думали, что будет 5 лет. Но 4 года для человека, который искалечил жизнь человеку, не вписывается ни в какие разумные рамки», -- сказала она вчера и пообещала также подать иски о возмещении морального и материального вреда.
Михаил ВЬЮГИН, Виктор ПАУКОВ