|
|
N°178, 29 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Бабло побеждает добро»
Владимир Спиваков открыл сезон Московского Дома музыки
Президент Московского международного Дома музыки и художественный руководитель Национального филармонического оркестра Владимир Спиваков выступил на открытии сезона ММДМ, встав за дирижерский пульт. Он предложил публике масштабную симфоническую программу из музыки Шостаковича и не только (по-видимому, чтобы с одной стороны торжественно и содержательно отметить юбилей композитора, с которым Спиваков, по его словам, чувствует себя духовно близким, а с другой -- не перекормить аудиторию музыкой юбиляра). Так что поэме Шостаковича для баса, хора и оркестра «Казнь Степана Разина» предшествовали увертюра к вагнеровскому «Тангейзеру» и «Симфония псалмов» Стравинского, предельно расширившие юбилейный контекст, но не отменившие общей приподнятости.
Оркестр выглядел достойно, программа была тщательно подготовлена, и никаких заметных шероховатостей в исполнении не случилось. Были нюансы: например, замедленный темп в «Тангейзере», из-за чего главная тема хора Пилигримов прозвучала чуть тяжеловесно, в том числе благодаря форсирующим звук тромбонам. С другой стороны была заметна качественная работа группы валторн, как в «Тангейзере», так и во всей программе: красивый звук и выстроенность звучания. В «Симфонии псалмов» порадовали деревянные духовые, справившиеся с этой не самой простой партитурой. Суровый, даже ортодоксально религиозный настрой, завораживающий почти раскольническим духовным посылом (несмотря на то, что «Симфония» написана на латинские тексты из «Псалтыри»), видимо, настолько заворожил самих исполнителей, что и хор Академии хорового искусства, и музыканты выглядели абсолютно погруженными в это состояние.
«Казнь Степана Разина» на стихи Евгения Евтушенко часто называют театрализованной симфонией. И не случайно. Настолько зримы образы, выписанные композитором в партии хора, настолько живым предстает Степан Разин в партии солиста-баса. Исполнение этого впечатляюще контрастного драматического сочинения -- одна из лучших идей приношения Шостаковичу к 100-летию композитора. Особенно ярко проявил себя хор, прекрасно справившийся со всей палитрой образов, уготованной ему автором. Выбор солиста, а им стал после долгих переговоров с разными артистами солист Мариинского театра Сергей Алексашкин, вполне можно назвать удачным. Певец с прекрасной школой и великолепной дикцией, Алексашкин очень внятно «рассказал» историю Стеньки. Можно по-разному оценить его интерпретацию, но и подчеркнутый академизм прочтения впечатления не испортил.
Открытие сезона Дома музыки состоялось, но каким именно будет новый концертный год и тем более следующий -- в точности не известно. Хотя накануне концерта Владимир Спиваков провел брифинг для журналистов, о предстоящем сезоне и дальнейших планах Дома музыки он ничего не рассказал.
Между тем концепция развития Дома музыки на ближайшие три года, абонементные серии, циклы и планы по отдельным проектам (см. «ВН» от 26 июля) были озвучены еще в конце прошлого сезона. Но на сегодняшний день не известно, кто будет заниматься реализацией этих идей и дальнейшим формированием концертной политики ММДМ, если не сам его президент.
На пресс-конференции не было ни генерального директора Дома музыки Виталия Матросова, ни генерального продюсера Григория Папиша -- судя по всему, он ушел из ММДМ после того, как недавно его должность была упразднена (напомним, что до этого менеджмент Дома музыки сменился всего год назад). Но официально об очередных переменах в штатном расписании ММДМ прессе не сообщили. Зато на брифинге был новый человек -- вице-президент Сурен Шаумян, который, впрочем, тоже не говорил о концертных планах.
Журналистам Спиваков рассказал: «Классическая музыка сегодня находится в тяжелой ситуации. Это связано с финансами. К несчастью, бабло иногда побеждает добро. И ту дисгармонию между шоу-бизнесом, куда вкладываются деньги, и классической музыкой, когда мы постоянно вынуждены стоять на паперти или ходить с протянутой рукой, нужно разрушить и превратить в гармонию». Президент признался в том, что управлять такой большой и многофункциональной системой, как ММДМ, трудно, и отметил, что он не ориентируется здесь на свои пристрастия -- «Дом открыт для всех, хотя бывают силы, которые этому противодействуют». Но конкретных зачинщиков противодействия не назвал.
Глеб МЫШКИН