|
|
N°176, 27 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Победа Европы над Азией
Юбилейный фестиваль кино стран СНГ и Балтии «Киношок» завершился
Объявлены лауреаты всех трех конкурсов: основного, короткометражных фильмов и фильмов, снятых на видео. Главное жюри под председательством киноведа Армена Медведева совершило вполне корректный для юбилейного форума выбор: призы относительно равномерно распределили по всему спектру, не забыв при этом и кто в доме хозяин. Главный приз фестиваля -- «Золотая лоза» (круглый золоченый шарик на нефритовой ножке) достался эстонскому фильму «Сыт по горло». Когда представитель Эстонии с этим сообщением позвонил продюсеру Артуру Талвику (продюсеру, по регламенту, и вручается награда), тот поначалу отмахнулся -- дескать, хватит меня разыгрывать. В Эстонии фильм считают компромиссным и не слишком удачным для его режиссера Петера Симма, но награде будут рады, тем более что никаких других призов фильм еще не получал.
Лучшим режиссером жюри признало украинского дебютанта Алана Бадоева, снявшего «Оранжлав», картину, в которой режиссуры действительно много, хотя нельзя не вспомнить известную поговорку о том, что порой лучше меньше, да лучше.
За лучшую мужскую роль премию получил тоже дебютант -- актер Сергей Цысс, сыгравший роль режиссера советских мюзиклов в фильме Игоря Минаева «Далеко от Сансет бульвара». До известного голливудского адреса от Анапы действительно далеко, так что поощрительного приза смелому актеру, сыгравшему первую в российском кино откровенную гомосексуальную сцену, не жалко.
За лучшую женскую роль наградили юную актрису из фильма «Франц+Полина», ему же присудили спецприз за союз режиссера и оператора. Фильм российский, но вся белорусская делегация единодушно отметила: это чистейший образец жанра партизанского кино, подобного добивались от «Беларусьфильма» в течение многих десятилетий, но белорусские режиссеры были способны воспроизводить эту модель только частями. Российский дебютант Михаил Сегал смоделировал его легко и непринужденно.
И наконец, приз оператору ушел в Литву -- Владасу Науджису за картину «Ты это я», снятую действительно завораживающе.
Что касается конкурса «Шорт-Шок», то его жюри, состоящее из пяти представителей европейских фестивалей короткого метра, в отношении главного приза было единодушно с Гильдией кинокритиков и присудило его отличному фильму питерца, ученика Алексея Германа Эдгара Бартенева «Яптик-хэсе» -- выразительному и лаконичному путешествию в закрытый для европейца мир ненцев. Фильм снят невероятно красиво и в то же время полон драматизма, не отменяющего меж тем абсолютную гармонию между жителями тундры -- оленями, собаками, людьми и духами.
А лучшим фильмом в конкурсе «Кино без пленки» радикальное молодежное жюри, возглавляемое Александром Башировым, сочло фильм, снятый и вовсе на видеокамеру мобильного телефона. «Обо мне» художника Владимира Логутова -- это запись реальных телефонных разговоров автора в сопровождении кадров, снятых примерно в то же время. На вопрос, как друзья автора отнеслись к использованию в кино их частных бесед, Логутов ответил, что они не смогли досмотреть фильм до конца, так как он для них очень скучный и длинный. К счастью для новатора, жюри отнеслось к его эксперименту иначе.
Впрочем, «Киношок» может позволить себе любые решения: ситуацию на кинорынке они не изменят и, как многие другие вердикты, скоро забудутся. А в памяти каждого из участников останется свой собственный фестивальный рейтинг.
Алена СОЛНЦЕВА, Анапа