|
|
N°178, 29 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Островной инстинкт
Михаил Фрадков первым из российских премьеров доехал до Кубы
Россия и Куба после 15-летнего застоя в торгово-экономических отношениях решили активизировать взаимовыгодное сотрудничество. Вчера в Гаване в рамках визита премьер-министра Михаила Фрадкова были подписаны документы, которые призваны урегулировать проблемы, осложняющие двусторонние отношения. Согласно одному из межправительственных соглашений будет реструктурирован кубинский долг России в объеме 166 млн долл. Второй документ предусматривает выдачу Кубе нового кредита размером 355 млн долл. Он будет направлен на закупку в России машинно-технической продукции, которая необходима Кубе: многие предприятия на острове построены с помощью СССР и требуют модернизации.
Впрочем, главная проблема, которая осложняла все последние годы российско-кубинские торгово-экономические отношения, до сих пор не решена, однако о ней еще в ходе подготовки нынешних переговоров в Гаване стороны решили не вспоминать. Речь идет о кубинском долге СССР (образовался в 1959--1991 годах), который составляет, по разным оценкам, от 22 до 26 млрд долл. Гавана признавать долг отказывается, заявляя, что экономические потери Кубы от внезапного прекращения Россией сотрудничества с Кубой в 1990--1992 годах, в том числе по поставкам технологий для совместных проектов и бартерной нефти в рамках прежних соглашений составляют минимум 30 млрд долларов.
Как сообщил вчера журналистам Михаил Фрадков, «подписаны очень важные документы, дающие возможность перевести сотрудничество в экономической сфере на новый качественный уровень». По словам премьера, долг России реструктурирован на десять лет, включая четыре льготных года под 4% годовых. Новый кредит в размере 355 млн долл. выдан также на десять лет с льготным периодом погашения четыре года. Как пояснил источник в российской делегации, часть суммы этого кредита включена в бюджет 2006 года. Кредит предполагается использовать в течение 2006--2008 годов.
По словам г-на Фрадкова, российская и кубинская стороны хотят, чтобы на деньги этого кредита реализовывались комплексные проекты, а не осуществлялись «разрозненные поставки». В соответствии с кредитным соглашением, сообщил премьер, определено семь направлений сотрудничества, в основном инвестиционного. В числе этих направлений модернизация энергетических объектов, реконструкция водохозяйственных объектов, железных дорог, транспортной системы Кубы в целом.
По итогам визита также подписано соглашение в рамках военно-технического сотрудничества. Оно предусматривает поставку запчастей, обслуживание военной техники, поставленной ранее кубинской стороне.
С начала 60-х годов прошлого века Куба для СССР была главным партнером в Западном полушарии -- и военно-политическим и экономическим. Иного и быть не могло: Фидель Кастро строил в подбрюшье США первое на американском континенте социалистическое государство. Кубе же из-за экономических санкций со стороны США вообще выбирать партнеров не приходилось. Советско-кубинский товарооборот рос с космической скоростью: если в 1960 году он не превышал 160 млн руб., то к 1970 году увеличился более чем в шесть раз -- до более чем 1 млрд руб. В 1970 году на долю СССР приходилось более половины товарооборота островной республики. Главным товаром советского экспорта на Кубу была нефть, кубинского в СССР -- сахар-сырец. В отдельные годы доля сахара-сырца в общем объеме кубинского экспорта в Советский Союз превышала 80%. В целом в 1960--1991 годы Куба поставила в СССР около 90 млн тонн этого продукта. Другой важной статьей кубинского экспорта в СССР являлась стратегическая никеле-кобальтовая продукция (Куба занимает пятое место в мире по производству никеля). Как и в случае с сахаром-сырцом, Союз был основным потребителем кубинского сырья.
Отсюда становится понятно, насколько негативно повлиял на кубинскую экономику разрыв торгово-экономических отношений со столь значимым партнером (не говоря уже о политической стороне вопроса) в начале 90-х годов. Достаточно сказать, что товарооборот упал в разы (в 2005 году он составил всего 125 млн долл. Практически весь кубинский импорт -- сахар-сырец, российский экспорт на Кубу на 75% состоит из машинно-технической продукции). В результате ВВП Кубы сократился на 35%.
Отношения между двумя странами охладели. Достаточно сказать, что в течение ряда лет на острове не побывал ни один из российских высокопоставленных чиновников. Только в 1996 году туда долетел тогдашний глава МИДа Евгений Примаков. Президент Владимир Путин посетил остров в декабре 2000 года, однако вряд ли можно говорить о том, что этот визит способствовал восстановлению отношений. Более того, через несколько месяцев они подверглись новому испытанию. В октябре 2001 года Россия объявила о закрытии станции электронного слежения в Лурдесе, что вызвало резкое возмущение Гаваны. Официальной причиной отказа от станции была названа нецелесообразность платить за аренду станции ежегодно по 200 млн долл., на чем настаивала кубинская сторона.
Российские премьеры на Кубе вообще не были ни разу. Михаил Фрадков -- первый глава российского правительства, который пытается вернуть былое расположение кубинцев к бывшему главному торговому партнеру. «На торгово-экономические отношения с Кубой мы возлагаем большие надежды. Вернуть их динамику -- ключевая задача визита», -- говорит источник в российской делегации. (Отметим, что еще в 1999 году Россия и Куба перешли на чисто коммерческие отношения, отказавшись от практики взаимоувязанных операций «нефть-сахар»).
Помимо поставок машинно-технической продукции, Россию интересует никелевая промышленность Кубы, которая в свое время была создана с нуля при поддержке СССР. Сейчас в этой сфере на острове сильны компании других стран, в частности Китая, который еще в 2004 году договорился о строительстве на востоке Кубы никелевого комбината. Также российская сторона продвигает на Кубу авиатехнику. В конце 2005-го -- начале 2006 года при кредитной поддержке ВЭБа, ВТБ и Росэксимбанка (кредиты были выданы под гарантии государства) туда были поставлены два самолета Ил-96-300. Предполагается поставить еще два Ил-96-300, столько же Ту-204-100 и один грузовой Ту-204С. Соответствующие соглашения были подписаны весной 2006 года. Вполне можно возобновить сотрудничество в сфере медицины, по ряду направлений которой Куба занимает в мире ведущие позиции. Не стоит забывать и о том, что остров становится одним из мировых туристических центров, принимая в год примерно по 2 млн отдыхающих, из них россиян всего 13--15 тысяч.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Гавана