|
|
N°205, 06 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Человек, который закрыл ОНЭКСИМ
Владимир Рыскин займется Автобанком
Новые собственники Автобанка, купившие его в октябре «в пакете» с металлургическим комбинатом НОСТА и одним из лидеров страхового рынка -- компанией «Ингосстрах», приступили к решительному обновлению высшего менеджмента банка. Наталью Раевскую, которая проработала председателем правления Автобанка больше десяти лет, сменил Владимир Рыскин, до этого занимавший пост первого зампреда совета директоров Росбанка. В банковских кругах г-н Рыскин известен успешными переговорами с кредиторами ОНЭКСИМбанка. Его усилия увенчались подписанием мирового соглашения осенью прошлого года. По мнению аналитиков, г-н Рыскин займется теперь предпродажной подготовкой испытывающего финансовые трудности Автобанка. Задача нового руководителя осложняется тем, что Автобанк является одним из крупнейших розничных банков России, который привлек от населения более 4 млрд руб.
В октябре 80% акций Автобанка перешло во владение триумвирата из управляющей компании Millhouse Capital (новый псевдоним акционеров «Сибнефти» и «Русского алюминия»), «Сибирского алюминия» и ГНК «Нафта-Москва». Уже тогда эксперты предсказывали, что банку предстоит глубокая реструктуризация (см. номер от 5 октября).
«Прежняя стратегия Автобанка, строившаяся на тесном сотрудничестве с НОСТА и ГАЗом, потерпела полный крах, -- говорит заместитель гендиректора РА «Интерфакс» Михаил Матовников. -- Бизнес с металлургами и ГАЗом он потерял (после того, как собственником ГАЗа стал «Сибал», а меткомбинат попал под процедуру банкротства. -- Ред.), однако продолжал нести крупные кредитные риски по этим заемщикам, в совокупности превышающие половину его капитала».
Агентство «Рус-рейтинг» отозвало рейтинг Автобанка еще в сентябре, когда появились первые сведения о смене владельцев. Правда, в октябре агентство Автобанку рейтинг «вернуло», но на низком, даже по российским меркам, уровне -- СС -- и пересматривать свою оценку пока не собирается. «Чтобы вывести Автобанк из сложной ситуации, в него нужно вложить массу сил и средств, -- говорит старший аналитик «Рус-рейтинга» Ольга Еременко. -- Однако его собственникам несвойственно вкладываться в проекты, конечный успех которых не очевиден. К тому же у них нет готовой банковской команды. Поэтому у меня складывается ощущение, что в Автобанке их интересовал не столько его бизнес, сколько некоторые активы, например 13-процентный пакет акций ГАЗа».
Вероятность того, что Автобанк снова будет выставлен на продажу, весьма высока, говорит г-жа Еременко. Она не исключает того, что банку придется снизить активность на розничном рынке, поскольку его финансовое состояние оставляет желать лучшего. «Судьба вкладчиков Автобанка во многом зависит от ЦБ, который до сих пор проявлял удивительное равнодушие к этому вопросу», -- констатирует аналитик.
«В своем нынешнем виде Автобанк точно никому не нужен», -- соглашается г-н Матовников. Однако реструктуризация не должна подорвать позиции банка на розничном рынке. «Потенциальному инвестору Автобанк может быть интересен исключительно как многофилиальный банк с сильной розницей», -- говорит он.
Формально г-н Рыскин пока не является председателем правления Автобанка (его кандидатуру еще предстоит согласовать с ЦБ). Тем не менее к исполнению своих обязанностей он уже приступил, сообщают источники в банке.
С 1995 по 2000 год г-н Рыскин занимал пост первого зампреда правления ОНЭКСИМбанка. После августовского кризиса он сыграл ключевую роль в достижении мирового соглашения с западными кредиторами ОНЭКСИМа, а после его благополучной ликвидации вошел в совет директоров Росбанка, где ему было поручено курировать особое бизнес-направление -- реструктуризацию банков (см. номер от 19 сентября 2000 года).
Владимир ФЕДОРИН