|
|
N°176, 27 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Монстры, звери и балет
Необычный фестиваль стал непременным атрибутом питерской осени
Хранилища запыленных и невостребованных древностей воскресают на месяц к новой жизни шестой раз подряд (прежде -- летом, теперь -- по осени), благодаря ставшему уже привычным фестивалю «Современное искусство в традиционном музее», проводимому петербургским фондом культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ» при поддержке Фонда Форда. За окнами автобусов, снова отправляющихся от Александровского парка в пятичасовое странствие по закольцованному маршруту, от одного богом забытого музея к другому, богом оставленному, -- конец сентября. Интригующий сценарий таков: «актуальные» художники вторгаются в рутинные непривычные пространства (в фестивале участвуют лишь исторические, естественно-научные, мемориальные и прочие нехудожественные музеи), при этом учитывая их специфику и эстетику, соблюдая заданные тематические рамки, не нарушая экспозиции и не нивелируя экспонаты.
О неувядающей состоятельности проекта (газета «Время новостей» велеречиво отмечала его пятилетие -- см. номер от 29 сентября) можно судить по все большей заполняемости пресловутых автобусов, на сей раз в первые часы просто бравшихся штурмом. А также по энтузиазму жителей города, решившихся даже ассистировать участникам фестиваля. Так, в этом году украшением двух вернисажных дней стали вошедшие в параллельную программу концерты «Хора жалобщиков Петербурга» -- совместное произведение финских художников Теллерво Каллейнен и Оливера Кохта-Каллейнена, российских музыкантов и рядовых питерцев. Последние поделились с человеколюбивыми финнами своими сетованиями на жизнь, наше ТПО «Композитор» (Петр Поспелов, Александр Маноцков, Екатерина Поспелова) переработало эту иеремиаду в хоровую кантату, и сами же «жалобщики», прошедшие недельную репетиционную сессию, исполняли песню под аккордеон.
Так что фестиваль, изначально превращая зрителей из пассивных автобусных симпатизантов в полноценных соавторов (а перформансы с волонтерами-дилетантами практиковались и прежде), окончательно перешел в интерактивную стадию бытования и превратился в реального фигуранта все еще куцей «актуальной» артсцены Петербурга. К тому же обязательной частью программы являются проекты студентов самого «Института ПРО АРТЕ», и, демонстрируя их робкие, но высокотехнологичные (новое поколение предпочитает видео, компьютеры, медиаарт) экзерсисы, фестиваль в прямом смысле пополняет ряды современных художников Питера. И от славословий в адрес остроумной и дерзкой затеи пора уже перейти к некоторым обобщающим выводам, подсказанным только что виденными выставками в семи музеях. Тем более ваш покорный слуга имел счастье присутствовать на всех шести фестивалях. Собственно, выводов пока три.
Вывод первый. Самыми запоминающимися оказываются (вне зависимости от качества выставленного) работы, обосновавшиеся в самых экзотических и «дикарских» музеях, очагах не «культуры», но «природы». Таковыми прежде были Музей кафедры патологической анатомии Академии ветеринарной медицины или ее же Музей кафедры анатомии животных, Кунсткамера, Ботанический музей (он же Ботанический сад) и т.д. В этом году минималистическое видео финской художницы Минны Суониеми «Монстр» (фильм-автопортрет, в котором автор так быстро вращает головой, что зритель постепенно перестает распознавать черты человеческого лица) попало в застекленные шкафы Музея биологии лесных зверей и птиц Государственной лесотехнической академии им. С.М. Кирова -- в соседство с чучелами зайцев, белок, летучих мышей и прочих божьих тварей. Под зайцем написано «Заяц», под монитором с записью кино -- «Монстр». Современный художник сам себе поставил диагноз, не забыв при этом себя музеефицировать.
Вывод второй. Хотя фестиваль проходит под девизом «Алло, мы ищем таланты!» и программа его составляется по итогам открытого международного конкурса, планки профессионализма неопускаемы. Выставочные проекты, взятые сами по себе, вне помогающего или препятствующего музейного контекста, смотрятся лишь при наличии сильной кураторской воли. Уж не знаю, какое отношение к современному искусству имеют теория и история классического балета, но не могу не признать профессиональное совершенство экспозиции «Ballet royal: Арифметика Идеального» в Музее театрального и музыкального искусства на задворках Александринки. Из снимков известного питерского фотографа Евгения Мохорева, запечатлевшего пять основных балетных позиций и их всевозможные модификации, эрмитажный искусствовед Аркадий Ипполитов и лучший балетный критик Петербурга Павел Гершензон составили экспозицию, похожую на энциклопедию расчисленных движений, на summa summorum кодифицированного и регламентированного существования, внутри которого рождается неподвластная трактатам и наставлениям метафизика антропологии. Тексты кураторов равносильны по воздействию черно-белым фотографиям художника, и посетители выставки сами замирали в почти балетных па, читая изящные экспликации через плечо соседа.
Наконец, вывод третий, самый незамысловатый. Находя все более странные и неприспособленные для искусства места, поднимая конкурсный «проходной балл», привлекая опытных профи и одновременно статистов с улицы, фестиваль «Современное искусство в традиционном музее» должен жить и расширяться. (В Петербурге, между прочим, почти 200 музеев.) Лишь в его пролонгации -- залог успеха проекта «ПРО АРТЕ». Когда фестиваль сам станет постылой традицией, можно будет придумывать следующий дерзкий инновационный ход. Но до этого пока далеко. По крайней мере, еще года четыре точно.
Федор РОМЕР, Санкт-Петербург - Москва