|
|
N°175, 26 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Табачок в розницу
В России вводятся новые правила продажи сигарет
Не успев справиться с последствиями регулирования алкогольного рынка посредством пресловутой системы ЕГАИС, из-за сбоев в которой в России случился нешуточный дефицит винно-водочных изделий, государство смело решило взяться за табачную промышленность. Правда, оно обещает, что на табачном рынке ситуация с рынком алкоголя не повторится.
Как бы то ни было, с 1 января 2007 года знакомые российским курильщикам пачки сигарет визуально изменятся: с нового года сигареты с фильтром нельзя будет выпускать без указания так называемой максимальной розничной цены (МРЦ). Чтобы на рынке не возникло паники, новую систему начнут обкатывать уже с середины декабря. Табачные компании уже с 15 декабря будут обязаны уведомлять о максимальных ценах на свою продукцию Москву. Такое требование содержится в зарегистрированном на днях приказе Министерства финансов.
С нового года вводятся новые правила расчета акцизов. Акциз на табачные изделия будет исчисляться по комбинированной ставке: часть налога будет взиматься по-прежнему с количества сигарет, а часть -- с их максимальной розничной стоимости, которую необходимо указывать на пачке. В ныне действующем варианте акцизы взимаются с отпускной цены, что Минфин с подачи Счетной палаты считает порочной практикой, позволяющей производителям применять схемы ухода от налогов путем занижения в документации отпускных цен. Сигареты с фильтром нельзя будет выпускать без указания МРЦ уже с 1 января, без фильтра -- с 1 июля. Реализовывать же старые пачки можно будет до 2008 года. Это принципиально отличает ситуацию от способа регулирования рынка алкоголя, где продавать товар со старыми акцизными марками запретили в момент введения новых.
Крупные производители уверяют, что к выпуску пачек с МРЦ вполне готовы. «Новая система взимания акциза является более прозрачной и понятной, она несет в себе явные преимущества как для государства, совершеннолетних потребителей сигарет и для отрасли в целом», -- считает директор по корпоративным вопросам "Филип Моррис" в России Роберт Мэй. «Работая в тесном контакте со специалистами Министерства финансов, мы осведомлены о последних изменениях в нормативных документах», -- уверяет управляющий по связям с общественностью компании Japan Tobacco International Анатолий Верещагин. «Как участники рынка мы сами были инициаторами вводимых изменений», -- подчеркивает советник управляющего директора «БАТ Россия» Владимир Аксенов. К тому же у табачной отрасли есть опыт, полученный в 2003 году, когда новые требования Минздрава к оформлению пачек были чрезвычайно серьезными, напоминает он.
Единственное опасение, которое высказывали представители табачных компаний в частных разговорах, относилось к срокам подготовки нормативных актов, регулирующих новые процедуры исчисления и уплаты акцизов. Лишь летом финансовое ведомство приступило к разработке документов. Между тем паника на алкогольном рынке возникла в свое время именно по причине нерасторопности чиновников, которые не только значительно запоздали с разъяснениями ситуации, но даже и умудрились выпустить документы, регламентирующие инвентаризацию старой продукции, задним числом.
Теперь Минфин постарался не наступить на прежние грабли. Как говорится в приказе Минфина, все табачные компании с 15 декабря нынешнего года будут обязаны уведомлять налоговые и таможенные органы о максимальных розничных ценах на свою продукцию. Формы уведомлений утверждены тем же приказом. Для импортных и отечественных табачных изделий предусмотрены разные формы уведомлений. Но об уведомлениях как по российской, так и по импортной продукции придется позаботиться не позднее чем за десять календарных дней до начала месяца, в котором будут применяться указанные цены.
Маркировка МРЦ при всей своей строгости тем не менее будет не самым большим сюрпризом для курильщиков. Новый порядок расчета акциза таит в себе проблему для производителей и потребителей дешевых сигарет с фильтром. Дело в том, что законом устанавливается новый минимальный порог акциза, равный величине налоговой нагрузки на сигареты наиболее популярной ценовой категории, ниже которой акциз не может опускаться. На сигареты с фильтром он установлен на будущий год в размере 115 руб. за 1 тыс. сигарет. Ограничитель в 115 руб. увеличивает налоговое бремя для сигарет дешевле 8--10 руб. за пачку. Доля акциза в цене сигарет эконом-класса составит в среднем 40%, тогда как в цене дорогих -- всего 10%, что может поставить производство сигарет стоимостью ниже 10--12 руб. на грань рентабельности.
Ирина СКЛЯРОВА