Время новостей
     N°175, 26 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.09.2006
Знак несогласия
На просьбу сенаторов восстановить дорожные фонды правительство ответило молчанием
В понедельник на первом после летних каникул заседании Совета Федерации сенаторы прочитали ответ правительства на запрос палаты о состоянии дорожного законодательства. Кабинет министров пообещал субсидии региональным бюджетам на строительство и реконструкцию дорог общего пользования и принятие закона об автомобильных дорогах. Зато вопрос о дорожных фондах, более всего интересующий представителей регионов, правительство ответом обошло.

26 апреля 2006 года Совет Федерации одобрил текст постановления, в котором обратил внимание правительства на необходимость ускорения разработки законопроекта «Об автомобильных дорогах» и «О платных автодорогах». Сенаторы также попросили правительство в ближайшие два-три года обеспечить рост объемов финансирования расходов на эксплуатацию и развитие автомобильных дорог до технических нормативов. В документе Совет Федерации рекомендовал при разработке закона «О бюджете на 2007 год» предусмотреть зачисление в бюджеты субъектов федерации акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, а также увеличить субсидии на поддержку сети автомобильных дорог общего пользования.

Почти год назад председатель Совета Федерации Сергей Миронов рассказал о предложении палаты восстановить региональные дорожные фонды. Свое желание сенаторы даже оформили в виде законодательной инициативы. Правительство, правда, дало отрицательный отзыв на эту инициативу сенаторов. Но Сергей Миронов сообщил, что палата «намерена настаивать на своем и доказать президенту и правительству целесообразность и необходимость восстановления региональных дорожных фондов». Согласно законодательной инициативе сенаторов дорожные фонды в регионах должны формироваться солидарно -- половину средств будет выделять субъект федерации, после чего свою половину должен дать федеральный центр. Именно этот аспект, по мнению г-на Миронова, стал причиной отрицательного заключения правительства.

Напомним, что дорожные фонды в регионах были введены после принятия в 1991 году соответствующего закона, которым предусматривалось аккумулирование на федеральном и региональном уровне финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог. Но в 2001 году Федеральный дорожный фонд был ликвидирован, а двумя годами позже эта же участь постигла и региональные. С 1 января 2003 года отменялся налог на пользователей автодорог, который составлял основу формирования дорожных фондов, -- налог был признан нерыночным. После ликвидации дорожных фондов регионы попали в зависимость от Минфина, распределяющего средства централизованно.

В нынешнем ответе правительства на запрос говорится, что протяженность сети автодорог федерального и регионального значения в России превысит к 2010 году 605 тыс. км. Это на 16,4 тыс. больше, чем в 2002 году. Правительство заверяет, что длина магистралей высших категорий составит 36,3 тыс. км. К этому же времени будет проведен капитальный ремонт более 34 тыс. км дорог, возрастет количество сельских населенных пунктов, обеспеченных круглогодичной связью с региональными и федеральными трассами. В проекте бюджета на 2007 год предусмотрены субсидии региональным бюджетам на строительство и реконструкцию дорог общего пользования и сооружений на них в размере 35 млрд руб. дополнительно к 36,8 млрд руб. субсидий, предусмотренных подпрограммой «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы по модернизации транспортной системы России.

Правительство обещает внести в декабре в Госдуму законопроект «Об автомобильных дорогах в РФ», а в марте будущего года -- законопроект «О платных автодорогах».

Председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников пояснил «Времени новостей», что треть предложений сената принята правительством, треть не принята, а по оставшейся трети возможна дискуссия. «В возвращение дорожных фондов я лично не верю, потому что это идет вразрез с бюджетной политикой правительства, -- считает сенатор. -- Могут быть какие-то квазиформы. Дорожный фонд -- это окрашенные деньги, а бюджетная политика против окрашенных денег, деньги должны приходить в бюджет обесцвеченные и тратиться обесцвеченно по решению бюджета».

Между тем, по официальной статистике, после ликвидации дорожных фондов и без того невысокие темпы строительства дорог в России существенно снизились.

Дарья ГУСЕВА