|
|
N°174, 25 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Плата за бесплатное
Операторы решают проблему оплаты звонков на прямые городские номера мобильных телефонов
С первого июля все мы с удовольствием пользуемся бесплатными входящими звонками на любые телефоны, в том числе на сотовые трубки. С меньшим удовольствием платим рубли за звонки с городских телефонов на мобильные, но почти не ропщем, потому что понимаем: кто-то же должен эти вызовы оплачивать. Однако даже спустя три месяца после начала действия положения о бесплатных входящих один важный аспект так и остался неурегулированным. Непонятно, кто именно будет оплачивать звонки на прямые мобильные номера.
Действительно имеет место некая административно-финансовая черная дыра -- абоненты проводных сетей по-прежнему не платят за звонки на прямые номера мобильников, а владельцы этих номеров охотно вкушают все радости бесплатных входящих. В итоге эти звонки в поминутном исчислении никем не оплачиваются. В большинстве контрактов с прямыми городскими номерами присутствует абонентская плата, но эти деньги не компенсируют расходы мобильных операторов.
С первого июля сотовики платят своим коллегам по 95 коп. за каждую минуту звонка "своего" абонента в "чужую" сеть. Кроме того, определенную сумму оператор отдает за аренду прямого номера, и еще он должен предусмотреть получение прибыли. В качестве временной меры все операторы резко сократили или вовсе прекратили продажи контрактов с прямыми номерами, но это не решает вопрос с уже существующими пользователями. Долго так продолжаться не могло.
С позиции здравого смысла и логики закона решение выглядит очевидным: платить должен звонящий, точно так же, как он платит за каждую минуту вызова на федеральные сотовые номера. Позиция регулятора отрасли (Мининформсвязи) по этому вопросу была обозначена еще в июне: платным звонкам с городских телефонов на прямые мобильные не бывать. Но тут есть принципиальные проблемы. Так, потребитель платной услуги имеет право знать ее цену и должен быть информирован о самом факте платного сервиса. А откуда ему, потребителю, знать, на какой номер -- мобильный или стационарный -- он звонит?
Другой путь решения проблемы -- переложить бремя оплаты входящих вызовов на принимающую сторону. С юридической точки зрения схема небезупречна, она противоречит закону «О связи». Значит, оператору нужно сделать вид, будто он берет деньги не за входящий звонок, а за что-нибудь другое -- например, взимать поминутную плату за дополнительные усилия по обслуживанию звонка. Технически такую модель организовать не очень сложно, чему есть зарубежные примеры. В частности, по такой схеме работают сотовые операторы на Украине, формально соблюдая положения закона о бесплатных входящих (тарифицируется не собственно входящий звонок, а как бы услуга по переадресации этого вызова на федеральный номер). С позиции неискушенного потребителя схема выглядит запутанно, но деньги сотовикам приносит исправно.
Именно таким путем пошли в МТС, где с 14 сентября входящие вызовы на прямые номера тарифицируются практически так же, как это было до первого июля. Возможность принимать звонки бесплатно в МТС все же предусмотрели: у прямого номера появляется федеральный дублер в коде 985, на который тоже можно звонить, и эти вызовы для владельца двойного номера бесплатны. Хочешь сам оплачивать разговор с абонентом МТС -- звони ему на «кривой» дублирующий номер, не хочешь -- звони с городского телефона, и вызов оплатит твой собеседник. Кирилл Алявдин, пресс-секретарь МТС, заявляет по этому поводу: «Компания МТС неукоснительно соблюдает действующее законодательство. Согласно вступившим в силу 1 июля 2006 года поправкам к закону "О связи" все входящие звонки на всех тарифах МТС бесплатны, в том числе и при использовании прямых номеров. Плата при входящем звонке на прямой номер берется за предоставление услуги переадресации звонка на дополнительный федеральный номер, который выделяется каждому владельцу прямого номера в связи с изменением законодательных актов. При этом входящий звонок на дополнительный федеральный номер является бесплатным для абонента». Как видим, тут взят на вооружение опыт украинских коллег.
В «Билайне» вопрос компенсации "недобираемых" с первого июля денег решили иначе. С 8 сентября абонентская плата на большинстве контрактов с прямыми номерами была повышена на пять условных единиц, рублевый курс которых значительно превосходит курс доллара. При этом все входящие вызовы на прямые городские номера «Билайн» остались бесплатными. Результат -- подорожавшая связь для мало говорящих владельцев прямых номеров, зато никакой лукавой платы за "услугу переадресации". В пресс-службе «Билайна» корреспонденту "Времени новостей" в этой связи сообщили следующее: «Сотовый оператор более не может являться владельцем "прямой" номерной емкости, а может только брать ее в аренду у операторов фиксированной связи. По этой причине мы вынуждены скорректировать некоторые тарифные планы для абонентов с прямыми московскими номерами и увеличить размер ежемесячной абонентской платы. При этом мы прогнозируем, что это изменение не приведет к увеличению расходов наших абонентов на сотовую связь. Во-первых, отменена плата за все входящие, во-вторых, «Билайн» не стал вводить на этих тарифах плату за переадресацию входящих вызовов".
В «Мегафон-Москва» для владельцев прямых номеров пока все осталось без изменений. Возможно, благодаря иной структуре тарифных планов -- здесь стоимость пользования прямым номером всегда выделялась отдельным пунктом, а не пряталась в более высокой цене минуты разговора. Поэтому первоиюльские изменения меньше отразились на доходах оператора, и абоненты продолжают платить за использование прямых номеров прежние деньги вне зависимости от того, что входящие стали бесплатными.
Сергей ПОТРЕСОВ