|
|
N°174, 25 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Mazeikiu Nafta снова продается
Польские покупатели литовского завода хотят предложить его ЛУКОЙЛу
Польская PKN Orlen, похоже, раздумала покупать литовский нефтеперерабатывающий концерн Mazeikiu Nafta. Как сообщают литовские СМИ, на минувшей неделе президент PKN Orlen Игорь Халупец встретился с главой ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым, чтобы обсудить возможную перепродажу нефтеконцерна российской компании. Как известно, «Транснефть» перестала поставлять сырье на завод Mazeikiu Nafta после аварии на нефтепроводе «Дружба» в Брянской области, заявив о необходимости реконструировать участок. В итоге для польского покупателя нефтеперерабатывающий актив оказался уже не столь привлекательным. Как известно, PKN Orlen до сих пор не завершила сделку по выкупу 53,7% акций Mazeikiu Nafta у ЮКОСа и де-факто не является собственником литовского предприятия. Чтобы решить проблемы, руководство польской компании готовит встречу с конкурсным управляющим ЮКОСом Эдуардом Ребгуном. В ЛУКОЙЛе получить комментариев не удалось.
ЮКОС долгое время пытался продать контрольный пакет концерна Mazeikiu Nafta, в состав которого входят Мажейкяйский НПЗ, нефтетерминал "Бутинге" и литовские нефтепроводы. На акции претендовали не только ЛУКОЙЛ, но и «Роснефть», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз» и казахская «Казмунайгаз». Однако проблема заключалась в том, что сделку должны были одобрить литовские власти, которым принадлежат остальные 40,66% акций комплекса, так как при продаже пакета право первоначального его выкупа имеет государство. Кроме того, Вильнюс собирался продать и часть своего пакета Mazeikiu Nafta, чтобы снизить дефицит бюджета. Поэтому выбор покупателя для властей стал в большей степени политическим вопросом. И российские претенденты остались за бортом: сначала была утечки информации, что выбор сделан в пользу «Казмунайгаза», но когда «Транснефть» отказалась прокачивать ее сырье транзитом через Россию, выбор пал на PKN Orlen, предложившую 1,49 млрд долл. Литовское правительство согласилось продать полякам еще 30,66% акций Mazeikiu Nafta за 851,8 млн долл. Сделка была воспринята как поражение временной администрации ЮКОСа, в котором уже началась процедура банкротства. Более того, средства от продажи между кредиторами ЮКОСа должен был распределить голландский суд, а он в отличие от российского арбитража считал таковыми только «Роснефть» и компанию Moravel, подконтрольную Group Menatep. Тем не менее сделка между ЮКОСом и PKN Orlen еще не завершена -- для этого необходимо получить одобрение Еврокомиссии, а польская компания пока даже не представила ей никаких официальных документов по сделке. К тому же топ-менеджеры PKN Orlen неоднократно указывали, что в подписанном ими договоре есть пункт о том, что в случае значительного снижения стоимости актива они имеют право разорвать сделку. А после прекращения поставок сырья по нефтепроводу «Дружба» в конце июля цена 2,4 млрд долл., которую надо заплатить за Mazeikiu Nafta ЮКОСу и правительству Литвы, кажется полякам слишком высокой.
Выход из ситуации, судя по всему, будут искать руководители PKN на предстоящей встрече с г-ном Ребгуном. Как сообщил «Времени новостей» конкурсный управляющий ЮКОСом, именно поляки стали инициаторами встречи. Он, правда, не уточнил когда, в каком формате и с кем именно будет встречаться. «Сейчас это обсуждается», -- добавил г-н Ребгун. В то же время он заявил, что не собирается способствовать снижению стоимости доли ЮКОСа в Mazeikiu Nafta: «Эта цена (1,49 млрд долл. -- Ред.) была в свое время одобрена американским судом, так что она справедлива. Как и кому потом они будут продавать этот пакет, меня не касается. Это касается владельцев завода и правительства Литвы». Впрочем, г-н Ребгун утверждает, что рассматривает возможность продать акции литовского концерна другой компании: «Я как конкурсный управляющий заинтересован продать актив ЮКОСа максимально дорого, это будет в интересах и должника, и кредиторов».
ЛУКОЙЛу, объявившему о планах увеличить на 75% объем нефтепереработки за десять лет, в том числе за счет покупки перерабатывающих заводов в Восточной Европе, Mazeikiu Nafta пришелся бы весьма кстати. Тем более что компания пытается его купить не впервые. Но у ЛУКОЙЛа не так много времени на то, чтобы договориться с PKN, литовским правительством и г-ном Ребгуном: в декабре «Транснефть» намерена завершить ремонт нефтепровода «Дружба», и тогда у польской компании может пропасть желание продавать Mazeikiu Nafta.
Анна ГОРШКОВА