|
|
N°175, 26 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Курс на самообслуживание
Премии «Новой драмы-2006» вручались при закрытых дверях
После того как официальная программа фестиваля закончилась спектаклем Эдуарда Боякова «Пьеса про деньги» (критик Виктория Никифорова написала ее в прошлом году, театр «Практика» выпустил премьеру весной нынешнего), члены жюри и оргкомитета, тепло попрощавшись со зрителями, удалились в сопровождении призеров и особо симпатичных номинантов. Никакой конспирации никто разводить не собирался, список лауреатов был вывешен на сайте фестиваля в тот же вечер. Думаю, что организаторы попросту проявили разумный прагматизм: тесное помещение «Практики» плохо подходит для устройства народных гуляний.
Да и гулять не очень хотелось. Накануне, в предпоследний день фестиваля, на спектакле «Королева красоты» случился небольшой пожар. Никто не пострадал, публика безо всяких истерик покинула зал Театра имени Вахтангова, еще более спокойно ушли за кулисы исполнители: и у Аллы Казанской, и у Юлии Рутберг нервы, как известно, железные. Пугаться действительно было нечего; даже куры, которых режиссер Михаил Бычков вывел на сцену для пущего шику, не успели взволноваться. Однако этот пожарчик поставил под «новодрамской» эпопеей красивый росчерк, выдержанный в булгаковских (правильнее, впрочем, сказать «коровье-бегемотовских») традициях. Пока, братцы, сюжет исчерпан, и нам остается только свистнуть на дорожку.
Впрочем, так свистнуть, как это делает сам фестиваль, у меня все равно не получится. «Новая драма», читаем мы в буклете, это «лакмусовая бумажка, на которой ярко высвечивается нерв человека, живущего в ритме сегодняшнего дня». Здорово закручено, не правда ли? Но почему бы и не посмотреть, как там у вас высветились нервы.
Несчастный случай с «Королевой красоты» лишил устроителей фестиваля крупной козырной карты, предположительно -- самой крупной в их раскладе. Ирландец Мартин Макдонах в нашем более или менее продвинутом театре занимает сейчас примерно то же место, какое англичанин Рэй Куни занял в развлекательном. Он пишет псевдонатуралистические драмы (фабула почти всегда берется из жизни бедных соотечественников), очень точно выверяя соотношение бытовых подробностей и мрачных шуток. Чтобы представить себе его манеру, вообразим хотя бы «Горькую судьбину» Писемского, переписанную умным, неназойливым специалистом по черному юмору, -- а дальше все зависит от постановщика. Два спектакля по Макдонаху, которые привез в Москву пермский театр «У моста» (режиссер Сергей Федотов), были, как говорят, прочны и добротны, но стилистической новизной никак не отличались. О вахтанговском спектакле поговорим, посмотрев его до конца (это можно будет сделать 1 и 19 октября). Постановку, обещанную Кириллом Серебренниковым, будем ждать с нетерпением. Пока с нас хватит того, что появился автор, который умеет нравиться режиссерам, не похожим друг на друга, и позволяет подбирать к своим пьесам разные (в том числе сугубо традиционные) ключики. Если «новая драма» хоть как-то претендует на общность стиля, мы не вправе затискивать Макдонаха в ее герои.
Впрочем, она ни на что больше, кажется, не претендует, увязнув в бессмысленных арьергардных боях. «Новая драма», будучи шумна не по размеру, сумела обратить на себя общетеатральное внимание: кто только ею не интересовался в начале десятилетия! Однако удержать внимание она не смогла: для этого ей не хватает ни силы, ни изобретательности, ни обаяния (хотя бы отрицательного). Список фестивальных лауреатов 2006 года подтверждает исчерпанность ее энергетических ресурсов.
«Лучший спектакль фестиваля» (Гран-при) -- «Док.тор» (Театр.doc при содействии студии SounDrama, Москва): спектакль почти годовалой давности, антисанитарный ужастик, перенасыщенный реминисценциями из молодого Булгакова. Среднего качества пьеса Елены Исаевой, любопытная режиссерская работа Владимира Панкова. По оценкам критиков входил в дюжину лучших премьер прошлого сезона, занимал одиннадцатое место, большего и не стоил.
«Лучшая мужская роль» -- Дмитрий Мухамадеев («Три действия по четырем картинам», театр «Практика», Москва): спокойная, некрикливая, но и никоим образом не яркая работа в довольно пустом спектакле.
«Лучшая женская роль» -- Анна Галинова («Чернобыльская молитва», Lehtonen Production, Москва): говорят, что актриса и впрямь была хороша; мне посмотреть спектакль не удалось, но возможности Галиновой я себе представляю по «Монологам вагины», которые поставил тот же Йоэл Лехтонен. Интересно, что он поставит дальше при столь впечатляющей широте интересов?
«Лучшая пьеса на русском языке» -- премия не присуждена.
Приз зрительских симпатий Nescafe Gold получил спектакль "He Hamlet" (театр "Приют комедианта", Санкт-Петербург). По-своему очень интересно. Режиссер Андрей Могучий действительно умеет вызывать симпатию -- но только не в этом спектакле, поставленном по обрывкам старой пьесы Владимира Сорокина «Дисморфомания». Уважение -- да, безусловно: как не уважать режиссера, с предельной ясностью понимающего правила игры, заданные автором, и старающегося их выполнять даже тогда, когда работа заходит в тупик. Однако говорить, что тягомотная галиматья, которая получилась на этот раз у тонкого, умного театрального мастера, сколько-нибудь симпатична, -- нет, увольте.
А впрочем, чему удивляться, все понятно со зрительским призом. Спектакль прошел дважды на самой большой фестивальной площадке, в Центре имени Вс. Мейерхольда, имя режиссера хорошо известно театралам, имя автора -- всем, кроме грудных младенцев, а дальше в силу вступают простейшие законы рыночной психологии, которой «новая драма», увы, подчинена куда больше, чем традиционная. Попытавшись создать мощное литературное движение, наши лидеры «новой драмы» создали всего лишь хорошо разрыхленную субкультуру, которая уже лишается своей недолгой влиятельности. Я думаю, что она готова вновь замкнуться в себе и перейти на самообслуживание, сдобренное ностальгическими воспоминаниями.
Александр СОКОЛЯНСКИЙ