|
|
N°174, 25 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Endesa становится ближе
Испанский премьер пообещал E.ON скорый хеппи-энд
Схватка за испанскую энергетическую компанию Endesa, развернувшаяся между немецким концерном E.ON и патриотически настроенными чиновниками правительства социалиста Хосе Луиса Сапатеро, подходит к своему финалу. Сам испанский премьер на прошлой неделе заявил о том, что прекращает сопротивление сделке и настроен на хеппи-энд. Такой неожиданный поворот в позиции самого непримиримого противника идеи передачи крупнейшего испанского энергопредприятия в немецкие руки, похоже, объясняется некоторыми уступками со стороны руководства E.ON.
Как сообщил на днях немецкий журнал Wirtschaftswoche со ссылкой на «круги в наблюдательном совете» E.ON, концерн готов в случае приобретения Endesa отказаться от бизнеса испанцев в Южной Америке. Таким способом, как сообщается, глава E.ON Вульф Бернотат предполагает побудить испанское правительство к прекращению строительства все новых и новых барьеров на пути слияния E.ON и Endesa. По убеждению руководства E.ON, отказ от южноамериканского бизнеса Endesa должен обернуться быстрыми и окончательными договоренностями с испанскими властями.
Теоретически деятельность Endesa в южноамериканском регионе сама по себе должна представлять интерес для покупателя компании -- именно там отмечались наиболее высокие темпы роста в рамках всего концерна. К тому же Endesa сделала солидные инвестиции, например, в гидроэлектроэнергетику Чили.
«Такое направление деятельности не подходит для E.ON», -- приводит Wirtschaftswoche высказывание анонимного члена наблюдательного совета немецкого концерна. Подразумевается, что бизнес в Латинской Америке находится слишком далеко, чтобы его можно было эффективно контролировать из центров по принятию решений в Дюссельдорфе или Мюнхене. Наряду с этим немецкий концерн ни в коем случае не намерен отказываться от атомной энергетики и угольной электростанции, принадлежащих Endesa. А именно к этому (в числе 19 других условий) немцев обязало испанское ведомство по надзору за энергетической отраслью в обмен на свое согласие на продажу Endesa. От E.ON также требовалось отказаться от бизнеса на Балеарских и Канарских островах, где Endesa является, по сути дела, монополистом. На это немецкий концерн также не согласен.
Похоже, обе стороны стремятся как можно скорее поставить точку в истории поглощения испанской Endesa. На прошлой неделе испанское министерство промышленности заявило о готовности пересмотра наложенных ограничений, если E.ON предоставит надежные гарантии сохранения будущих договоренностей. Однако окажется ли немецкий концерн на самом деле готов поступиться бизнесом в Южной Америке? Этот вопрос выглядит сегодня с точки зрения экспертов весьма спорным.
Еще прошлой весной Еврокомиссия признала ограничения, которые тогда еще только собирались наложить испанцы на эту сделку, противоречащими нормам EC. Теперь комиссар по вопросам конкуренции Нили Кройс пообещала «как можно скорее» объявить решение относительно всех 19 условий, сформулированных в Мадриде. Если критическое отношение к тому, как Мадрид понимает национальные интересы, в Еврокомиссии сохранится, E.ON сможет смело идти в суд и отстаивать сделку по собственному сценарию, в том числе и в ее латиноамериканском аспекте. Правда, «брюссельский аргумент» при всей его весомости не в состоянии сократить сроки судопроизводства в Испании или Европейской судебной палате. Процесс может длиться по меньшей мере три года. Ждать так долго в планы Дюссельдорфа не входит.
При всей сохраняющейся неопределенности руководство E.ON надеется на успешное для себя завершение сделки стоимостью 27,1 млрд евро, в результате которой возникнет крупнейший в мире энергетический концерн с 50 млн клиентов и ежегодным оборотом в 65 млрд евро. В интервью журналу Capital Вульф Бернотат заявил, что в настоящий момент он «очень, очень уверен», что с Endesa все получится на условиях, к которым стремится немецкий концерн. В последнее время г-н Бернотат увидел «обнадеживающие сигналы».
Юрий ШПАКОВ, Берлин