|
|
N°174, 25 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Торговля оружием между Россией и Китаем находится на спаде"
«С Китаем у нас достигнут такой уровень отношений, которого, наверное, никогда не было вообще», -- заявил Владимир Путин во время встречи с западными политологами в этом месяце. По мнению президента, в этих отношениях «нет двойного дна», они «носят прагматический и добрососедский характер» и «могут продолжаться достаточно долго». Путин напомнил и о совместном интересе к военно-техническому сотрудничеству. Какое российское оружие потребуется китайским военным? Об этом «Времени новостей» рассказал ЧЖАН ИХУН (Андрей ПИНКОВ), канадский эксперт по проблемам обороны и безопасности в Восточной Азии, главный редактор журнала «Канва дифенс ривью».
-- Осенью 2005 года Россия заключила с Китаем контракт на продажу 38 транспортных самолетов Ил-76 и заправщиков Ил-78 почти на миллиард долларов. С тех пор не было ни одной новой крупной сделки. В чем причина?
-- Торговля оружием между Россией и Китаем действительно находится на спаде. Главная причина в том, что Китай купил много техники и ему нужно время на ее «переваривание». В 2004 году завершилась поставка сотни истребителей Су-30, с прошлого года начались поставки подлодок класса «Кило», идет передача заказанных эсминцев «Современный». Завершается поставка техники по прежним крупным заказам, и теперь ВВС и ВМФ должны к ней адаптироваться. Пока не освоят, нового покупать не будут -- это нормально.
Сейчас идет процесс согласования направлений будущего сотрудничества с Россией -- предстоит определить, какое новое вооружение подходит Китаю. Полагаю, что новый подъем начнется в будущем году. Одна из проблем -- как интегрировать новые системы вооружений, наладить их обслуживание. Например, китайские ВВС довольны российскими Су-30, но их тревожит, что стоимость ремонта чересчур велика, а запчасти из России слишком дороги.
-- Были сообщения, что Китай прекращает лицензионное производство истребителей «Цзянь-11» (Су-27) на Шэньянском авиазаводе, поскольку эта машина якобы уже не отвечает требованиям военных...
-- Это производство не остановлено. По данным нашего аналитического центра КАНВА, в прошлом году там собрали более десятка машин. Они им нужны, это определенно. Другое дело, что эти машины нужно совершенствовать. Уже есть модификации «Цзянь-11А» и «Цзянь-11Б», там полностью изменилась кабина пилота и оборудование выполнено по западным стандартам. Кроме того, в 1992--1996 годах Китай получил из России большие партии истребителей Су-27СК, срок окончания эксплуатации которых истекает. Их надо модернизировать, и это одно из возможных направлений сотрудничества.
Другое дело, что китайская сторона надеется получить на новом этапе сотрудничества большее количество российских технологий. Но тут ограничения есть и будут, как и у любой страны. Несерьезно полагать, что Россия передаст Китаю технологии разрабатываемого ныне истребителя пятого поколения, как и Китай не отдаст технологии своего нового истребителя «Цзянь-10» Пакистану, заинтересованному в китайских вооружениях. Промышленная база китайского ВПК совершенствуется медленно. Истребитель «Цзянь-10» делали 18 лет, а двигатели к нему все равно приходится покупать у России. На дворе XXI век, а Китаю приходится покупать базовые технологии истребителя Су-27, разработанного в СССР в 1980-е годы. У китайских ВВС немало и внутренних проблем.
-- О каких проблемах идет речь?
-- Нехватка квалифицированных летчиков. Горючее есть, самолеты есть -- летать некому. В Китае развивается рыночная экономика, повсюду создаются авиакомпании, которые переманивают из армии летный состав. Пилот Су-27 в чине подполковника получает более 10 тыс. юаней (1,25 тыс. долл.) в месяц плюс летные выплаты. Китайские авиакомпании могут с ходу предложить 40--50 тыс. юаней (5--6 тыс. долл.), они даже на Тайване пилотов нанимают. Летчик на прямое обращение часто отвечает отказом, поэтому рекрутеры обрабатывают их жен, чтобы те сами уговаривали мужей переходить в гражданскую авиацию. Женщина будет его пилить каждый день, а потом летчик уйдет в авиакомпанию, и через него будут переманивать его недавних сослуживцев.
-- Неужели командование не ограничивает уход со службы квалифицированных летчиков?
-- Конечно, ограничивает, но способы обойти ограничения всегда есть. Заболел -- и точка. Все более заметное в китайском обществе расслоение между богатыми и бедными появилось и в армии. В подразделениях, летающих на Су-27 и Су-30, жилища летного состава очень красивые. Причина одна -- надо удержать людей. Летаешь на новых самолетах -- у тебя просторное жилье и хорошие условия. Большинство же летает на устаревших китайских вариантах МиГ-21 или даже МиГ-19, у них и жилье плохое, и оклады низкие. За счет летных выплат разрыв лишь увеличивается, поскольку в частях, оснащенных современной техникой, летают больше. Хороших летчиков немного, аварийность в ВВС растет. Это одна из причин, по которой Китай не торопится закупать в России новые боевые самолеты.
-- Что происходит с недостроенным советским авианосцем «Варяг», который в 1998 году Китай купил у Украины за 20 млн долл. якобы для переоборудования в плавучее казино?
-- Корабль стоит на верфи в Даляне, его перекрасили в защитную окраску китайского ВМФ, надписи «Варяг» на борту больше нет. На борту появилось освещение, это означает, что уже восстановлена система энергоснабжения. Судя по всему, корабль будет использован в военных целях для обучения.
-- В том числе с использованием самолетов?
- -Конечно! Это возможность получить опыт использования авианосца, провести подготовку специалистов. Достройка «Варяга» до полноценного боевого корабля очень трудна, он вряд ли встанет в строй. Это советское изделие, построенное по требованиям ВМФ СССР. Многие системы вооружения более не производятся, они не соответствуют китайским запросам. Да если и соответствуют, вряд ли Россия их продаст. Китаю нужны всесторонние испытания этого корабля, чтобы набрать опыт, обобщить его и спроектировать собственный авианосец, похожий на «Варяг».
-- Какие самолеты потребуются для китайского авианосца? Есть ли вероятность закупки в России палубных истребителей Су-33, применяющихся на авианосце «Кузнецов» -- российском «двойнике» «Варяга»?
-- Есть два пути. Первый -- это создание палубного истребителя на основе «Цзянь-10». Кстати, у него такой же двигатель, как и у Су-33, -- АЛ-31Ф. Второй вариант -- на основании освоенных технологий истребителя «Цзянь-11» (Су-27) самостоятельно спроектировать китайский вариант Су-33. Так что вовсе не обязательно самолеты для китайского авианосца будут покупать в России. В Китае давно занимаются проблемами палубной авиации, например технологиями складывающегося крыла, -- это нужно для уменьшения габарита самолета, чтобы его можно было поместить в ангар на авианосце. Эксперименты со складывающимся крылом проводились на истребителе-бомбардировщике морской авиации "Цзяньхун-7", хотя сама эта машина непригодна для использования на авианосце. Вместе с тем Китай будет пытаться получить технологии для палубного истребителя в российских ОКБ Сухого и Микояна.
-- И когда же будет построен китайский авианосец?
-- Все зависит от политического решения, с деньгами проблем нет. Велика вероятность его постройки в 12-ю пятилетку, то есть в 2010--2016 годах. У Китая менталитет большой державы, в области военного планирования он смотрит вперед на 20--30, а то и на 50 лет. Все идет по этапам, в Китае строят все более крупные корабли основных классов. Раньше строили фрегаты водоизмещением 2 тыс. тонн, теперь 3 тыс. тонн. Потом будут продвигаться к эсминцам водоизмещением 6--7 тыс. тонн. Для эффективного применения авианосцев нужны мощные силы флота, нужны самолеты электронной разведки, и тут Китай шаг за шагом накапливает технический потенциал.
-- В начале июня китайские власти сообщили о катастрофе военно-транспортного самолета, на борту которого погибли 40 человек. По неофициальным сведениям, это был опытный экземпляр АВАКСа, создание которого в КНР идет не слишком успешно...
-- Работы по созданию самолета раннего радиолокационного обнаружения шли в Китае с 80-х годов крайне низкими темпами. Во второй половине 90-х из-за роста напряженности вокруг Тайваня военные потребовали предоставить такой самолет побыстрее. Тогда решили покупать самолет в России и ставить на него израильский радар -- это был проект А-50И. Но из-за давления США на Израиль сделка сорвалась. Для китайской культуры это весьма оскорбительно, и тогдашний китайский лидер Цзян Цзэминь был очень зол. В 2000 году Цзян стукнул кулаком по столу и потребовал сделать китайский АВАКС любой ценой, не заботясь о затратах.
За это время в Китае сделали АВАКСы двух типов. Это «Кунцзин-2000» на платформе российского Ил-76 и «Кунцзин-200» на платформе «Юнь-8», то есть самолета Ан-12 китайского производства. Летом во время испытаний разбился второй экземпляр «Кунцзин-200». Одна из причин катастрофы -- нехватка опыта и знаний. Однако стоит обратить внимание, что на борту самолета было 40 человек. Это пренебрежение правилами безопасности, принятыми в других странах мира: в ходе испытаний на борту не должно быть больше 10--20 человек.
-- Зачем Китаю сразу два типа АВАКСа, это же лишние расходы?
-- «Кунцзин-2000» очень дорог, платформу для него покупают в России, радар в Китае делают сами. Это многофункциональная машина, настоящий АВАКС, способный не только обнаруживать цели, но и вести управление военными действиями. Китайские ВВС пошли по пути сочетания сложного и простого, для чего и сделали более дешевый самолет дальнего радиолокационного обнаружения «Кунцзин-200». Он выполняет вспомогательную роль, обнаруживая цели и передавая информацию о них на борт «Кунцзин-2000», расширяя «поле зрения» настоящего АВАКСа.
Беседовал Александр ЛОМАНОВ