|
|
N°204, 05 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Орден за Власова
Военная коллегия Верховного Суда в четверг отказала в реабилитации генерал-лейтенанту Андрею Власову и его соратникам, перешедшим в годы Великой Отечественной войны на сторону Германии. Андрей Власов попал в советский плен в мае 1945 г., и обстоятельства его пленения окружены множеством легенд.
Несколько лет назад автор этих строк встретился с полковником в отставке Михаилом Якушовым, который лично пленил Власова и некоторых его приближенных. В мае 1945 г. капитан Якушов командовал батальоном автоматчиков 162-й танковой бригады. В ночь на 15 мая в расположение батальона прибыл командир бригады и заявил, что власовцы вели переговоры о сдаче, однако это больше напоминало разведку. Тогда комбат вызвался съездить в глубину американской зоны, где находился штаб Русской освободительной армии. Воспользовавшись хорошими отношениями с командованием передовых американских частей, он прибыл в тот район, куда перешли главные силы РОА.
Якушов уговорил сдаться Красной Армии батальон и артиллерийский полк власовцев, а затем встретил колонну машин. Первым высокопоставленным пленным стал полковник Буняченко -- командир 1-й дивизии, который апеллировал к американцам, но те не стали препятствовать аресту, так как комбат заявил, что Буняченко -- изменник и воевал против союзников.
Затем началась проверка всей колонны, и в одной из машин под грудой одеял нашли генерала Власова. Буняченко вновь пытался найти защиту у американцев, однако представители американского командования подтвердили, что Власов со штабом должен двигаться в расположение 25-го танкового корпуса Красной Армии. В какой-то момент Власов попытался выскочить из машины на ходу, возможно, хотел покончить жизнь самоубийством, но Якушов вместе с водителем сумели удержать генерала в машине.
Когда капитан Якушов доложил о пленении Власова, этому сначала не поверили ни командир бригады, ни командир корпуса. Сам же командующий РОА долго не верил, что его захватил в плен обычный армейский капитан, а не разведчик или особист.
После этого история пленения стала обрастать участниками: в штаб армии помимо представления к награждению на Михаила Якушова ушли подписанные начальником СМЕРШ документы, свидетельствующие об «активном участии» чекистов. В итоге начальник СМЕРШ-бригады и один из оперуполномоченных получили одинаковую с Якушовым награду -- орден Суворова 2-й степени, а командиры бригады и корпуса -- ордена Красного Знамени, видимо, за разработку операции.
В послевоенные годы в ряде книг и статей рассказывалось о том, что Власов и его ближайшее окружение были захвачены в плен именно сотрудниками военной контрразведки. Якушову же вскоре после вручения награды смершевцы намекнули при встрече, что если он будет много распространяться про свое участие в операции, то может стать жертвой автокатастрофы или другого несчастного случая.
За долгие годы службы Якушов не раз с помощью однополчан и командиров пытался восстановить справедливость, но лишь в последнее время ему удалось документально подтвердить, что самого высокопоставленного изменника в истории Великой Отечественной захватил именно он.
Павел АПТЕКАРЬ