|
|
N°173, 22 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опять тройка
Лидеры России, Франции и Германии обсудят Иран, самолеты и нефть
Сегодня с двухдневным визитом Владимир Путин прибывает во Францию. Сразу по прибытии российский президент примет участие в церемонии открытия памятника легендарному авиаполку «Нормандия--Неман», в составе которого французские и советские летчики вместе сражались в годы второй мировой войны. Затем начнется главная часть программы: в Елисейском дворце Путин встретится с президентом Франции Жаком Шираком. А завтра в Компьене под Парижем состоится тройственная франко-германо-российская встреча на высшем уровне. К Шираку и Путину присоединится бундесканцлер Германии Ангела Меркель.
Три с половиной года назад, зимой 2003 года, франко-германо-российский саммит, состоявшийся в Германии накануне начала военной операции США в Ираке -- тогда еще хозяином встречи был экс-канцлер Германии Герхард Шредер, -- чуть было не позволил утверждать о начале небывалой эпохи в мировой геополитике. Негативное отношение Москвы, Берлина и Парижа к иракской войне Вашингтона формировало серьезную европейскую фронду против США. Заговорили даже о кризисе «атлантических ценностей», на основе которых был создан блок НАТО. Отношения между Вашингтоном и Парижем, Вашингтоном и Берлином были серьезно испорчены. Сегодня об атлантическом кризисе больше не вспоминают, хотя война в Ираке, по мнению европейцев и россиян, скорее подтвердила их опасения, нежели справедливость американских аргументов.
Нынешняя политическая повестка дня европейских лидеров определяется главным образом иранской ядерной проблемой и ситуацией на Ближнем Востоке. Что касается последнего пункта, то, как считают дипломатические источники «Времени новостей» в Париже, там даже несколько удивлены той скромной ролью, которую играет ныне Россия в ближневосточном урегулировании. И вряд ли на парижском саммите евротройки эта тема станет основной, хотя, учитывая традиционно близкие отношения, связывающие Францию и Ливан, Париж не может не стремиться видеть в Москве разделяющего его симпатии союзника. Но, судя по всему, гораздо больше надежд в Париже и Берлине возлагают на Москву в урегулировании кризиса вокруг Ирана. Сегодня, когда инициатива в диалоге с Ираном с согласия американцев принадлежит Евросоюзу, консолидированная позиция россиян и европейцев может вывести иранскую проблему из тупика.
Что же касается экономических тем переговоров Владимира Путина с президентом Жаком Шираком и канцером Ангелой Меркель, то главной из них обещает стать участие России в европейском аэрокосмическом холдинге EADS. Правда, политики в этом вопросе едва ли не больше, чем чистого бизнеса. Именно поэтому его и приходится обсуждать исключительно на самом высоком политическом уровне. Как известно, российский Внешторгбанк в первых числах сентября официально объявил о приобретении 5,02% акций EADS. Сразу после этого помощник российского президента Сергей Приходько сказал, что наша страна не исключает получения блокирующего пакета EADS, «если сочтет это экономически обоснованным». Несколько дней спустя сопредседатели совета директоров EADS Манфред Бишофф и Арно Лагардер сделали совместное заявление о том, что никто из миноритарных акционеров холдинга, в том числе и ВТБ, не сможет получить статус «контролирующего акционера». Согласно уставу EADS, такой статус имеют только три совладельца -- немецкий концерн DaimlerChrysler (22,5% акций), французские правительство (15%) и группа Lagardere (7,5%).
У России, если она все же надеется добиться для своих представителей более высокого статуса в EADS, козырей не так много. Главный из них -- это возможный заказ на 22 дальнемагистральных самолета нового поколения для «Аэрофлота» стоимостью порядка 3 млрд долл. Он может быть отдан концерну Airbus, контролируемому EADS, а может достаться и конкурирующей американской компании Boeing. На прошлой неделе менеджмент «Аэрофлота» предложил еще и третий вариант -- заказать по 22 самолета и Boeing, и Airbus (то есть 44 в общей сложности). Правда, эксперты сомневаются, что «Аэрофлот» сумеет загрузить работой такой большой флот. Как бы то ни было, по настоянию госпредставителей 15 сентября совет директоров «Аэрофлота» отложил решение о закупке дальнемагистральных самолетов. Теперь на переговорах в Париже по этой теме у Путина будет максимальное пространство для маневра.
Среди острых вопросов, которые может поднять президент Франции на встрече с президентом России помимо сотрудничества в авиационной сфере, -- гарантии работы Total на Харьягинском нефтяном месторождении в Ненецком автономном округе. Разработка ведется на условиях соглашений о разделе продукции, против режима которых выступают чиновники различного ранга, в том числе и помощник президента Игорь Шувалов. Позиции Total в России сейчас выглядят очень слабо. Компания владеет долей в 50% в проекте по освоению Харьягинского месторождения и является его оператором (другие участники проекта -- норвежская Norsk Hydro, владеющая 40%, и государственная Ненецкая нефтяная компания, контролирующая десятипроцентный пакет). На днях директор департамента государственной политики в области геологии и недропользования Минприроды Сергей Федоров заявил Интерфаксу, что сейчас «Роснедра» «анализируют вопрос возможного отзыва лицензии на Харьягинское месторождение».
Французская компания долгое время пыталась оспорить отказ Минпромэнерго утвердить увеличенную смету возмещаемых затрат в 2001 и 2002 годах, подавая иски в международные суды. Но в конце концов в минувшем декабре было решено уладить конфликт мирным путем. «И французской, и российской сторонам было ясно, что противостояние, длительные судебные процедуры отрицательно сказываются на Харьягинском проекте, -- говорила в прошлом году замдиректора департамента структурной и инвестиционной политики Минпромэнерго Ольга Рыбак. -- Пока шли споры, ни о каких серьезных инвестициях не было и речи. Проблема заключалась в том, что изначально не был принят комплексный план по освоению «Харьяги». Если бы такой документ был, всегда можно было утвердить ежегодную смету хотя бы в том объеме, в котором он предусмотрен в этом документе. В результате возникли разногласия, которые часто основывались на субъективных представлениях участников спора о том, как должен развиваться проект».
Теперь же у Total появились проблемы с Минприроды РФ. Входящий в его состав «Росприроднадзор» провел проверку исполнения ТЭО проекта и выявил многочисленные нарушения. «Установленные проектным документом уровни добычи при рассмотрении годовых программ объединенным комитетом по Харьягинскому СРП (в состав которого входят представители правительства, регионов и участников проекта. -- Ред.) постоянно корректировались в сторону снижения и, тем не менее, не выполнялись, -- писал министр природных ресурсов Юрий Трутнев своему коллеге из Минпромэнерго Виктору Христенко. -- Также оператор не осуществляет необходимых инвестиций в бурение скважин. При этом фактические затраты на бурение одной скважины превышают российские в три-четыре раза, а себестоимость тонны нефти -- в два-три раза. Невыполнение инвестором своих обязательств привело к тому, что только в 2005 году благодаря высоким ценам на нефть была получена «прибыльная нефть». Неполучение «прибыльной нефти» составило в 2004--2005 годах более 1 млн тонн, а в 2006 году составит 2 млн тонн. Сохранение существующей ситуации приведет к тому, что все добываемое сырье будет и дальше направляться на компенсацию возмещаемых затрат инвестора. МПР считает, что реализация СРП по проекту осуществляется крайне неудовлетворительно». В ответ представители Total заявляли, что все их действия находятся в рамках заключенного СРП, а бурение дорогое потому, что месторождение находится в сложных условиях и используется высококачественная дорогая техника. В конце мая президент Total по добыче и переработке Кристоф де Маржери, выступая на нефтегазовом форуме в Париже, так прокомментировал высказывания главы Минприроды: «Когда министр говорит, что давайте разрабатывайте этот пласт, увеличивайте добычу нефти, он не понимает, что это пласт, и его политическими заявлениями не заставишь быть другим (менее сложным. -- Ред.)... Мы, конечно, уважаем интересы России, но скоропалительных решений и высказываний быть не должно».
Так или иначе, но конфликт перерос в критику режима СРП в принципе. «Ведь несправедливо, -- заявил «Времени новостей» источник, близкий к Минпромэнерго, -- что при цене нефти более 60 долл. за баррель Россия должна еще чуть ли не доплачивать за добычу операторам проектов. Мы оставим за скобками вопрос о том, каким образом иностранцы получили возможность работать на условиях СРП, но они должны понять, что с Россией так себя вести нельзя -- чуть что, сразу в международный суд. И лучшим вариантом выхода из ситуации, на мой взгляд, действительно, как говорит г-н Шувалов, был бы перевод проектов СРП на общий режим налогообложения». При этом источник указывает, что претензии, предъявляемые Total относительно методов добычи нефти, имеют под собой серьезное основание: компания действительно не выполняла взятые на себя обязательства и всегда находила какую-либо отговорку. Поэтому отзыв лицензии у Total более чем реален, считает источник, судя по всему, это лишь вопрос времени.
Так что, весьма вероятно, Жак Ширак и Владимир Путин могут обсудить и эту тему. Вопрос лишь в том, что может предложить французская компания в обмен на лояльность к Total, которая помимо прочего претендует и на долю в проекте разработки крупного Штокмановского газового месторождения и даже попала в шорт-лист потенциальных участников, составленный «Газпромом».
Аркадий ДУБНОВ, Михаил КУКУШКИН, Николай ГОРЕЛОВ