|
|
N°174, 25 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Амнистия средней тяжести
Дума согласилась простить боевиков и федеральных военнослужащих за неопасные преступления во время второй чеченской кампании
Госдума в пятницу одобрила сразу во всех чтениях президентский проект постановления об амнистии боевикам и федеральным военнослужащим на Северном Кавказе, не совершившим тяжких и особо тяжких преступлений.
Официальный представитель президента при рассмотрении законопроекта в Думе, заместитель директора ФСБ Владимир Булавин рассказал депутатам, что 288 человек уже сдались властям после обращения Национального антитеррористического комитета к участникам незаконных вооруженных формирований с предложением сложить оружие. Г-н Булавин также уточнил, что под амнистию не подпадут лица, снабжавшие незаконные вооруженные формирования оружием и боеприпасами, а также особо опасные рецидивисты, иностранцы и лица без гражданства. Его слова дополнил председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников: «Амнистия Госдумы не распространяется на лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления -- убийства, изнасилования, разбои, грабежи, теракты». Таким образом, пояснил г-н Крашенинников, под амнистию не подпадут ни бывший полковник Юрий Буданов, ни капитан Эдуард Ульман, обвиненные в убийстве мирных граждан Чечни, ни люди, осужденные за терроризм.
Глава профильного комитета отметил, что, по предварительным оценкам, от уголовной ответственности по новой амнистии будет освобождено порядка 1,5--2 тыс. человек -- как участников незаконных вооруженных формирований, так и российских военнослужащих, совершивших преступления в ходе контртеррористических операций в период с 15 декабря 1999 года до официального опубликования положения об амнистии. Павел Крашенинников пояснил, что решение об амнистии будут принимать суды, в том случае если дело амнистируемого находится на их рассмотрении. Если же дело находится на рассмотрении следственных органов, амнистию будут проводить они.
При этом Владимир Булавин признал, что с каждым сдавшимся боевиком «будет вестись отдельная работа в спецслужбах», поскольку «есть опасность легализации особо опасных участников бандформирований».
«Приняв постановление об амнистии, мы тем самым дали людям право на возвращение к мирной трудовой жизни, возможность вернуться к семьям, родным и близким», -- заявил журналистам вице-спикер Госдумы Владимир Катренко. Председатель правительства Чечни Рамзан Кадыров тоже высоко оценил работу депутатов Госдумы, отметив, что «в сложившейся ситуации этот документ крайне необходим, республика начала свое возрождение, и это не могли не увидеть люди, скрывающиеся в горах». По его мнению, «только глупцы не воспользуются предоставленной им возможностью».
В свою очередь уполномоченный по правам человека Чеченской Республики Нурди Нухажиев хотя и назвал амнистию «шагом к большому примирению в Чечне и в других регионах страны», однако высказал критические замечания. В частности, он считает, что «под амнистию должны были попасть и те жители Северного Кавказа, а также военнослужащие федеральных сил, сотрудники правоохранительных органов, которые осуждены судами за деяния, совершенные в период первой военной кампании, и отбывают в настоящее время сроки наказания». В то же время омбудсмен республики подчеркнул, что есть категория граждан, которые не должны быть прощены никогда. Это те, кто «похищал людей, совершал теракты наподобие Дома правительства, Знаменского, Беслана, «Норд-Оста» и других».
Срок действия амнистии заканчивается 15 января 2007 года.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА