|
|
N°174, 25 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Местечковая сверхдержава
Попытки российских властей не признавать политизированность некоторых собственных экономических решений вкупе с обвинениями в политизированности тех экономических решений контрагентов, которые нашим властям не нравятся, ставят крест на желании России стать энергетической сверхдержавой.
Сверхдержавы себя так не ведут. Они открыто используют весь политический и экономический инструментарий для отстаивания своих интересов и не обижаются на оппонентов за такие же ответные действия.
Вот, скажем, на брифинге в Нью-Йорке министр иностранных дел Сергей Лавров призвал не политизировать ситуацию с неожиданной отменой российским Министерством природных ресурсов двух положительных экологических экспертиз грандиозного нефтегазового проекта «Сахалин-2». «В отношении этого проекта, как вы знаете, были нарушены многие обязательства по обеспечению экологических условий его реализации, не говоря уже о том, что какое-то время назад изначальная стоимость проекта была увеличена почти вдвое»,-- пустился в рассуждения глава МИД России. И на голубом глазу (точнее, в данном случае на голубом газу) подытожил: «Это вопросы хозяйственного толка». Хотя в России любой, кто следит за проблемой, понимает, что Минприроды банально «отжимает» голландских и японских акционеров проекта в пользу «Газпрома».
Точно так же «никакой политики» не было в переходе на рыночные цены в поставках газа Украине после краха кремлевского ставленника Виктора Януковича на украинских президентских выборах. В запрете грузинских вин и боржоми после прихода к власти в Грузии недружественного нам проамериканского президента Михаила Саакашвили. Наконец, в запрете молдавских вин вскоре после отказа молдавских властей от российского плана урегулирования в Приднестровье. Никакой политики. Сплошные пестициды с гербицидами, вопросы сугубо «хозяйственного толка». Зато когда британский парламент решил не дать купить «Газпрому» британскую компанию, доставляющую газ бытовым потребителям, в Кремле это расценили как политическое решение. И когда Лакшми Миттал, заплатив больше, перехватил у «Северстали» и Алексея Мордашова «Арселор», российская элита опять увидела в этом политические происки Запада против нашей «суверенной демократии».
Но ведь эти даже не двойные стандарты, а банальная неправда по каждому подобному поводу, просто мешает России реализовывать свои геополитические амбиции. Кто же будет считать вас серьезным партнером, если вы одни и те же решения внутри страны и за ее пределами трактуете диаметрально противоположно? Да, «Газпром» клялся и божился, что в разы повышает цену на газ для Украины исключительно исходя из рыночной конъюнктуры, а не по приказу Кремля проучить «оранжевого» Ющенко. И «Газпрому» бы даже поверили, кабы за год до этого Россия не списывала еще режиму Кучмы миллиард долларов газового долга, кабы не обещала всевозможные экономические преференции в случае президентства Януковича в убыток самой российской экономике.
При всем цинизме мировой политической и экономической конкуренции в ней все равно действует чисто человеческое правило «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Обманывая инвесторов в таких проектах, как «Сахалин-2», Россия обманывает себя. Если мы отжимаем иностранцев в пользу своих из российских сырьевых проектов, по какому праву мы возмущаемся нежеланием британцев сделать тот же «Газпром» монополистом по поставке газа бытовым потребителям на британском рынке? Чем нам не нравится продажа украинской «Криворожстали» тому же Лакшми Митталу, а не российским покупателям? С какой стати «Арселор» должен был отказываться от более выгодного предложения ради слияния с «Северсталью»?
Россия активно начала использовать экономические инструменты в качестве рычагов влияния во внешней политике. В самом этом факте нет ничего предосудительного. Только не надо обижаться, когда так же поступают наши оппоненты. За что боролись, на то и напоролись.
Семен Новопрудский