Время новостей
     N°174, 25 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.09.2006
Знать еду в лицо
На Камчатке придумали новый способ борьбы с детским браконьерством
Новый предмет вводится в школах Камчатской области в этом учебном году. Старшеклассники пока только двух десятков учебных заведений полуострова помимо математики, биологии и литературы и прочих наук будут изучать еще и ихтиологию. Причем довольно узкий ее раздел, посвященный рыбам исключительно лососевых пород и только тем, которые обитают в камчатских реках или заходят в них на нерест из Тихого океана. Так детей попытаются отучить от браконьерства, которое зачастую является единственной возможностью прокормиться для многих камчатских семей.

Как сообщила куратор проекта Маргарита Кулакова, внедрением нового школьного курса на полуострове занимается областной институт повышения квалификации педагогических кадров, а все финансирование эксперимента проходит в рамках международной программы по сохранению биоразнообразия Организации Объединенных Наций.

Такое внимание мирового сообщества к рыбной фауне отдаленного российского региона продиктовано тем, что Камчатка остается единственной территорией, где до сих пор обитает стадо дикого тихоокеанского лосося. Как отметил ведущий научный сотрудник Камчатского НИИ рыбной отрасли Сергей Синяков, генотип кеты, нерки, кижуча и других видов рыб здесь в отличие от Америки, Японии, Китая и других районов Тихого океана сохранился в первозданном виде. Большая часть мирового поголовья лососевых произведена искусственно на рыбоводных предприятиях. Только вдоль тихоокеанского побережья США насчитывается около 900 подобных центров, занимающихся разведением горбуши, форели и рыбы других ценных пород. Однако из-за практически неконтролируемого браконьерского промысла популяция камчатского лосося стремительно сокращается. В этом году рыболовецкие компании полуострова смогли выловить чуть больше половины отпущенных на этот год лимитов. Как отмечают специалисты, красной рыбы на всех желающих уже не хватает. А ошибки прогнозирования обусловлены главным образом тем, что наука попросту не учитывает объемы пресловутого браконьерского промысла.

Главный упор разработчики школьного курса «Камчатский лосось» сделан на продвижение этого предмета не в городские, а в первую очередь в сельские школы. Жители десятков рыбацких поселков, разбросанных по побережью Охотского и Берингова морей, годами сидят без работы. И браконьерство, по сути, единственный источник заработка.

После того как наказания за незаконный промысел рыбы и икры стали жестче, а правоохранительные органы зачастили в некогда безлюдные и труднодоступные медвежьи угла Камчатки, рыбакам-нелегалам пришлось изыскивать новые способы ухода от ответственности.

Как сообщила Маргарита Кулакова, инспекторы рыбоохраны в последнее время все чаще сталкиваются с таким новым явлением, как детское браконьерство. До четырнадцати лет подростки, пойманные на нерестовой речке с сетями и ловушками, не несут перед законом никакой ответственности. Не предусмотрен даже штраф. Вот и выходят на браконьерский промысел не отцы, а сыновья.

Как новый предмет повлияет на решение проблемы детского браконьерства, вызванной тяжелой социальной ситуацией в регионе, никто прогнозировать не берется. Тем не менее, по мнению Антонины Пахомовой, учителя средней школы из небольшого городка Вилючинска, «уже хорошо то, что дети на Камчатке строение рыб на уроках зоологии будут изучать не на примере окуня со среднерусской равнины, а на примере нерки или знаменитой камчатской чавычи».

Лососевый курс пока вводится в порядке эксперимента. На занятия отводится один академический час в неделю, плюс к этому предусмотрены экскурсии на рыбоводные заводы и нерестовые реки. Пока специалисты государственного учреждения «Севвострыбвод», которое осуществляет контроль за поголовьем лососевых на Камчатке, в Корякии и на Чукотке, приступили к подготовке самих педагогов, которые смогут преподавать ооновский курс детям полуострова. Учителя биологии, географии, а иногда и химии на время сами превращаются в учеников. Все "мастер-классы" проводят опытные ихтиологи прямо на нерестовых реках.

Илья СЕРГЕЕВ, Петропавловск-Камчатский