|
|
N°204, 05 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Движение -- все
Россия продолжает реформу системы экспорта вооружений
Госкомпания «Рособоронэкспорт» отметила первую годовщину с момента своего создания рапортом о новых трудовых свершениях на ниве поставок российского оружия за рубеж. Обнародованные цифры, что и говорить, впечатляют. Госкомпания оценивает сформированный ею «портфель заказов» на период до 2006 года в 13,1 млрд долларов и сообщает, что валютная выручка лишь за январь--август нынешнего года уже составила 2,8 млрд. Правда, в связи с высокой степенью секретности военных поставок подобного рода цифрами весьма легко жонглировать, в зависимости от решаемых задач занижая или, наоборот, завышая показатели. Однако, по оценке неангажированных источников в российском ВПК, данные, которыми оперирует в данном случае руководство «Рособоронэкспорта», «достоверны настолько, насколько вообще могут быть достоверны цифры, касающиеся поставок оружия за границу». Прошедший год действительно оказался довольно удачным для военно-технического сотрудничества (ВТС) России с зарубежными странами. Впрочем, затеянная Кремлем революция в сфере ВТС по-прежнему не завершена: информированные источники газеты «Время новостей» сообщают о «запланированных президентом на ближайший месяц» очередных «судьбоносных решениях в этой области».
Когда 4 ноября 2000 года Владимир Путин подписал указ №1834 «О создании ФГУП «Рособоронэкспорт», большинство экспертов видело в этом лишь естественное желание нового хозяина Кремля взять под свой полный контроль основные финансовые потоки. В итоге г-н Путин, конечно же, этого добился, однако реформирование системы ВТС полным ходом продолжалось и дальше. Происходящее уже не укладывалось в привычные рамки очередного «передела сфер влияния» в области торговли оружием -- изменения вносились в сами юридические основы поставок «спецтехники» за рубеж. Последовательно были изменены правила лицензирования военных поставок, пересмотрен список поставщиков за рубеж продукции оборонного назначения, наконец, была создана принципиально новая государственная структура, курирующая эту область деятельности, -- Комитет по военно-техническому сотрудничеству (КВТС). Кстати, именно с КВТС источники газеты "Время новостей" и связывают грядущее «продолжение революции» в деликатной сфере торговли оружием. Судя по всему, Владимира Путина удалось-таки уговорить окончательно вывести КВТС за рамки Министерства обороны, которые комитет уже явно перерос, и сделать его самостоятельным федеральным ведомством. Параллельно с этим КВТС рассчитывает получить полный контроль за участием российского оружия в зарубежных выставках. Причем в отличие от «Рособоронэкспорта», которому эти функции вменялись до нынешнего момента, организация национальных экспозиций на международных салонах под эгидой КВТС будет финансироваться не самими предприятиями оборонки, а федеральным бюджетом.
Введенный в официальный российский документооборот пакет новых нормативных актов в области ВТС сделал российский оружейный экспорт куда более прозрачным, чем прежде. В первую очередь это касается утвержденных в нынешнем сентябре так называемых «президентских списков» №1 и №2, устанавливающих конкретные виды военной продукции, разрешенной к экспорту, и конкретные страны, которым Москва готова эти «изделия» поставлять. Таким образом, поставки «спецтехники» за рубеж впервые (не только в новейшей российской, но и вообще в советской истории) становятся не столько полем деятельности спецслужб, сколько всего лишь одной из обычных сфер экспорта страны. Правда, Кремль отводит ему сейчас явно преувеличенную роль в своих планах «оздоровления российской экономики». Скорее всего это прямое следствие того, что, с одной стороны, в других «отраслях народного хозяйства» ситуация складывается еще более тяжелой, чем в оборонке. С другой же, складывающаяся международная ситуация просто не оставляет Москве другого выхода: обеспечение национальной безопасности страны сейчас невозможно без экспортных заказов, за счет которых российский ВПК худо-бедно может работать и на собственные вооруженные силы. Лучшим подтверждением того, что в данном случае первично, а что -- вторично, служит то, что Кремль утвердил десятилетнюю программу государственной политики в области ВТС еще в июне, хотя программу перевооружения собственной армии российское руководство не может согласовать вот уже больше года.
Юрий ГОЛОТЮК