|
|
N°172, 21 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Газпром» подсветят
РАО «ЕЭС» собирается продать «Мосэнерго» Газпромбанку
Серия консультаций руководства России по вопросам энергоснабжения продолжается -- после того, как в понедельник этот вопрос рассматривался в кабинете главы президентской администрации Сергея Собянина, вчера прошло совещание у первого вице-премьера Дмитрия Медведева (на него был приглашен и г-н Собянин). Главный вопрос, которым занимаются первые лица страны -- как обеспечить поставки топлива на российские электростанции в условиях падающей добычи, полной загруженности газопроводов в зимний период и необходимости обеспечить резко возрастающий из-за роста экономики спрос на электроэнергию. Итоги вчерашнего заседания официально не сообщаются, они станут основой для совещания по тому же вопросу у Владимира Путина. Однако после прошедшей во вторник встречи глав «Газпрома» и РАО «ЕЭС России» Алексея Миллера и Анатолия Чубайса стало понятным, что газовый монополист не намерен заниматься дорогостоящей добычей, чтобы оставлять топливо в России по существующим внутри страны ценам и не иметь доступа к электроэнергетике. Поэтому нельзя исключать, что одним из вчерашних решений на совещании у Дмитрия Медведева могло стать предложение сложить риски в одном месте и отдать генерацию электричества структурам «Газпрома», которые и будут заниматься развитием электроэнергетики.
Такое желание РАО продемонстрировал вчера начальник департамента финансовой политики РАО «ЕЭС России» Павел Пустошилов: по его словам, 29 сентября совет директоров энергохолдинга может рассмотреть вопрос о дополнительной эмиссии акций «Мосэнерго», предельный объем которой, согласованный с Газпромбанком, составляет 2,1 млрд долл. Размещение, считает он, может состояться уже в в феврале-марте 2007 года . Впрочем, источник «Времени новостей» в РАО утверждает, что председатель совета директоров энергохолдинга Александр Волошин повестку дня заседания 29 сентября еще не подписал (возможно, это будет сделано сегодня). Причем в проекте среди основных вопросов «Мосэнерго» не значится, допэмиссия акций этой компании числится среди возможных дополнительных вопросов. В свою очередь, источник "Времени новостей" в «Газпроме» утверждает, что переговорный процесс еще не завершен и менеджер РАО поторопился говорить о параметрах проекта эмиссии «Мосэнерго» как о неподлежащих изменению. Так или иначе, если директора РАО согласятся выпустить эмиссию, то это будет первая продажа крупной территориальной генерирующей компании со сменой контрольного акционера.
Бренд «Мосэнерго» сейчас носит Территориальная генерирующая компания №3, выделившаяся из одноименной энергосистемы весной прошлого года. РАО владеет чуть более 50% акций «Мосэнерго», Газпромбанк -- около 33%, правительство Москвы -- около 5%. Практически все электростанции работают на газе.
Несложный математический расчет показывает, что если Газпромбанк согласится на максимальный объем эмиссии акций «Мосэнерго», то у энергокомпании сменится контрольный акционер. Ведь 2,1 млрд долл. -- это как раз и есть половина нынешнего уставного капитала «Мосэнерго» плюс несколько акций. В случае размещения эмиссии в пользу одного Газпромбанка он в итоге будет владеть около 55% акций, а доля РАО снизится до 34% акций, Мосправительства -- примерно до 3%. Если РАО намерено сохранить лишь 25% плюс одну акцию «Мосэнерго» и предъявит почти 9% акций к выкупу Газпромбанку, то последний станет владельцем почти 65% акций «Мосэнерго».
Гендиректор «Мосэнерго» Анатолий Копсов в июне в интервью «Времени новостей» говорил, что дефицит средств на инвестпрограмму до 2010 года составляет примерно 2,4 млрд долл. (небольшая часть из них «перейдет» на следующую инвестиционную «пятилетку»). Судя по всему, именно от этого объема и отталкивались разработчики проекта допэмиссии акций «Мосэнерго» в пользу Газпромбанка. О смене контрольного акционера г-н Копсов тогда говорил так: "Нашим акционерам предстоит оценить те задачи развития энергосистемы, которые перед нами стоят, и принять решение об их финансировании. Пока рано говорить о корпоративных последствиях проведения допэмиссии -- ее параметры еще не утверждены. «Газпром» (точнее, его опорный банк. -- Ред.) уже является крупнейшим миноритарным акционером компании. Во вновь избранном совете директоров его представители получили пять мест из 13. У нас с «Газпромом» отработана система взаимодействия и принятия решений».
Однако далеко не факт, что «Газпром» или Газпромбанк согласятся платить рыночную цену за контроль над «Мосэнерго». Ведь у энергокомпании есть один весьма существенный недостаток -- отсутствие газа и газотранспортных мощностей для новых энергоблоков и электростанций. Как говорил г-н Копсов, по объемам газа цена вопроса -- дополнительные 3 млрд кубометров, начиная с 2008 года. И переговоры с «Газпромом» ведет лично Анатолий Чубайс. Как вчера выяснилось -- безуспешно. Ведь газовому монополисту за дополнительные объемы не было предложено ничего, кроме готовности их оплачивать по повышенной цене. Понятно, что в таком случае концерну гораздо привлекательнее отправить этот газ на экспорт (если у него вообще к тому времени будут 3 млрд кубометров в год). Это обстоятельство играет весьма серьезную роль в вопросе инвестиций в «Мосэнерго» со стороны «Газпрома»: ведь отсутствие газа снижает цену компании, а энергетикам необходимо привлечь от допэмиссии как можно больше денег -- чтобы заниматься строительством новых блоков и приближать уровень выработки электроэнергии к уровню растущего потребления.
При этом «Газпром», как известно, вообще со скрипом относится к затее проводить допэмиссию акций «Мосэнерго». Ведь при размещении акций на бирже, на чем до сих пор настаивал Анатолий Чубайс, цена может сильно вырасти. При закрытой подписке в пользу Газпромбанка много бюрократических рисков -- требуется одобрение правительства. А у «Мосэнерго» есть альтернативный и более простой с корпоративной точки зрения вариант привлечения недостающих средств на инвестпрограмму энергокомпании -- создание дочерних обществ на базе существующих или строящихся энергоблоков или электростанций и продажа крупной (в том числе и контрольной) доли в них частному инвестору. При этом инвестором во всех блоках не обязательно должен быть «Газпром» -- им могут стать и другие структуры, в частности, интерес к таким проектам высказывали немецкая E.ON и итальянская Enel (которая в консорциуме с ENI и группой ЕСН предпринимателя Григория Березкина пытается построить в России вертикально-интегрированную энергоструктуру). Да и сам «Газпром» объявлял недавно, что готовит совместное с ENI предприятие, которое будет заниматься газодобычей, выработкой электроэнергии и сбытом этой энергии крупным потребителям.
Николай ГОРЕЛОВ