|
|
N°172, 21 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прозрачные намеки
Инвесторам предлагают добровольно отказаться от режима СРП
Скандальное решение «Росприроднадзора» о фактической приостановке работ на проекте «Сахалин-2», разрабатываемом на условиях СРП, вызывает все более громкий международный резонанс. Власти Великобритании и Голландии выразили обеспокоенность ситуацией вокруг проекта, контрольный пакет в котором принадлежит англо-голландской корпорации Royal Dutch Shell. Министр иностранных дел Голландии Бен Бот вчера потребовал разъяснений от России о решении Минприроды аннулировать заключение на ТЭО проекта "Сахалин-2". "Действия российских властей в отношении Shell беспокоят и подрывают доверие к России", -- сказал министр, выступая на голландском радио NOS.
В МИДе Соединенного Королевства также недовольны решением Минприроды. "Мы озабочены сообщениями о том, что министерство природных ресурсов (России) объявило недействительным ранее выданное разрешение", -- сказал РИА Новости в среду представитель МИД. "Мы на разных уровнях выражаем наши озабоченности в адрес российского правительства и продолжаем находиться в контакте с вовлеченными в дело компаниями и официальными органами", -- добавил он.
Ранее с резкой критикой действий российской стороны выступили комиссар Еврокомиссии по энергетике Андрис Пиебалгс, который призвал РФ "четко обозначить" проблемы, которые лежат в основе отзыва разрешения на разработку "Сахалин-2", и генеральный секретарь кабинета министров Японии Синдзо Абэ, заявивший, что решение российских властей может повредить развитию двусторонних связей. Негативные отзывы в адрес Минприроды посыпались после того, как министерство, на основании протеста прокуратуры, приняло решение об аннулировании приказа о положительном заключении экологической экспертизы. В результате этого решения оператор проекта компания Sakhalin Energy (55% принадлежит Royal Dutch/Shell, 25% и 20% -- японским Mitsui и Mitsubishi) вынуждена приостановить работы по реализации проекта, предусматривающего разработку двух нефтегазовых месторождений и строительство завода по производству сжиженного природного газа.
Российская сторона пытается развеять опасения иностранцев о том, что в конце концов СРП по «Сахалину-2» может быть разорвано, но делает это анонимно. Вчера «источник в одном из профильных ведомств» заявил Интерфаксу, что режиму СРП «ничего не угрожает» в случае соблюдения российских интересов при реализации соглашения по «Сахалину-2». Как известно, Sakhalin Energy после решения Минприроды в очередной раз заявила о росте возмещаемых затрат по проекту с 12 млрд долл до 20 млрд долл. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев в ответ заявил, что вследствие этого российская сторона может потерять около 10 млрд долл, так как дополнительные затраты могут отодвинуть точку раздела продукции.
«Речь идет об увеличении возмещаемых затрат более чем на 10 млрд долл, это некое изменение соглашения, и на это российская сторона не готова», говорит вчерашний собеседник Интерфакса, но подчеркивает, что сам статус соглашения российская сторона считает неприкосновенным. «Соглашение заключено, его никто отменить не может, и Российская Федерация готова его выполнять, проблем здесь нет», -- говорит он. Но добавляет: «Если компании, в случае отказа в увеличении возмещаемых затрат, сочтут более выгодным для себя перейти на обычный режим -- очень хорошо, никто не будет возражать».
Между тем, Минприроды все-таки готовится внести в парламент другой закон, определяющий порядок доступа к российским ресурсам. Речь идет о новой версии закона «О недрах». Замминистра природных ресурсов Алексей Варламов заявил вчера, что документ будет представлен в парламент в рамках осенней сессии, и этому будут предшествовать консультации в правительстве. При этом по главному пункту нового закона - доступа иностранных инвесторов к стратегическим месторождениям- разногласий между правительством и Минприроды нет.
Законопроект «О недрах» имеет давнюю историю. После многочисленных перипетий с внесением и отзывом его из парламента в начале апреля этого года Юрий Трутнев пообещал Владимиру Путину внести законопроект в думу в течение двух недель. С тех пор ситуация не изменилась.
Последняя редакция нового законопроекта «О недрах» предлагает наравне с переходом на гражданско-правовые договоры государства с компаниями на разработку недр сохранение лицензионных соглашений. Главное отличие договора от лицензии состоит в том, что первый можно расторгнуть через суд, а второе - по решению комиссии «Роснедр». Заключить лицензионное соглашение или договор на пользование компания может только после победы на аукционе. Правда, по новому законопроекту конкурсы сохраняются, но проводить их можно будет в исключительных случаях по решению правительства (при этом в первую очередь имеются в виду шельфовые месторождения). В новом варианте, также как и в старом законопроекте, предусмотрен принцип «одного ключа», который предполагает передачу в ведение федерального центра контроля за распределением участков с ценными полезными ископаемыми, таких как нефть, газ, золото, цветные металлы и др. Более детально проработаны механизмы создания вторичного рынка месторождений, позволяющие компаниям фактически смогут продавать находящиеся в их распоряжении участки друг другу. Сейчас компании для оформления сделок по купле-продаже вынуждены продавать своих «дочек», занимающихся разработкой месторождений.
Наконец, в последнем варианте законопроекта значительно ужесточены критерии отнесения месторождений к стратегическим, доступ к которым закрыт для иностранных компаний. Теперь стратегическими месторождениями являются участки с запасами свыше 70 млн тонн нефти (раньше -- 150 млн тонн), 50 млрд кубометров газа (1 трлн кубометров), 50 тонн золота (700 тонн золота) и 500 тыс тонн меди (10 млн тонн). В результате, согласно последнему варианту, список стратегических месторождений помимо Сухого лога, Удокана, Чаядинского и месторождений им. Титова и им. Требса пополнился еще 65 участками.
«Законопроект «О недрах» принимать, конечно, нужно, поскольку правительству уже давно необходимо определить основные направления государственной политики в сфере недропользования, в частности в отношении иностранных инвесторов, -- считает аналитик ИК «Тройка-диалог» Валерий Нестеров. -- Но после стольких лет ожиданий появление закона в ближайшее время вызывает некоторый скептицизм». Лишним тому доказательством, по мнению аналитика, может служить принятие Госдумой на минувшей неделе поправок в действующий закон «О недрах», регулирующих вопросы передачи права пользования участками недр внутри корпоративных структур. «Эти поправки мотивировались тем, что основной закон где-то затерялся», -- добавил эксперт.
Анна ГОРШКОВА