|
|
N°174, 25 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ромео и Джульетты на потоке
«Киношок» предлагает фильмы о любви и мести
Сегодня завершится фестиваль «Киношок». Вечером жюри объявит свой вердикт, который в любом случае станет результатом компромисса - уж слишком разношерстным оказался конкурс. Программный директор фестиваля Сергей Землянухин честно отбирает все наиболее интересное, что предлагает кино бывших братских республик, но поскольку процессы в них идут разные, то и конкурсные фильмы оказываются в разных весовых категориях. Условно их можно поделить на авторские и зрительские. Об авторском кино шла речь в прошлом обзоре; вторая половина фестиваля была отдана картинам, рассчитанным на внимание публики.
В Казахстане национальный кинематограф, долгое время ориентированный в основном на западные фестивали, сегодня пытается угодить собственному зрителю, который возвращается в кинотеатры, пока в основном за американским кино. Казахский «Кочевник», снятый по голливудским стандартам, делает большие сборы не только в Казахстане, но и в России, доказывая, что тюркский блокбастер имеет большой кассовый потенциал. Следовало ожидать, что по следам «Кочевника» двинутся другие отряды степных всадников. Представленный на «Киношоке» фильм «Кек» («Месть»), снятый выпускником еще советского ВГИКа Дамиром Манабаем, предлагает свою версию нового жанра.
В картине, основанной на популярном в Казахстане в начале семидесятых романе Абиша Кекельбаева, два племени --жаумиты и адаи -сражаются друг с другом за место под солнцем. Когда к давней распре примешивается личная месть, стычки становятся еще более кровопролитными. Мулла-миссионер пытается примирить враждующих --как герцог Вероны в известной пьесе Шекспира, написанной примерно в то же время, когда происходят события фильма. Тем более что есть и свои Ромео с Джульеттой --сын адая влюблен в дочь жуамита. Но отец девушки так оскорблен победившим его когда-то воином чужого племени, что не может забыть и простить унижения. На голову попавшего в плен юноши надевают сырую собачью шкуру, превращая его в манкурта, и уже он, подобно зверю, преследует свою возлюбленную. Бюджет картины в миллион двести тысяч долларов все же не позволил режиссеру полностью осуществить замысел. Но от голливудской модели, помимо скромного бюджета, картину отличает и принципиально иное отношение к материалу. Например, куда больше внимания уделено древним традициям и обычаям. Гораздо жестче и натуралистичней показаны пытки, избиения, драки. Кончается же все плохо, а общая интонация далека даже от вполне еще оптимистичной трагедии Шекспира -- пока героиня рассылает новые проклятия, в долине идет новая битва. Будет ли успешен прокат фильма в Казахстане, пока неизвестно, но у режиссера нет особых иллюзий - по его мнению, как бы хороша картина ни была, для зрителей она в лучшем случае не более чем повод для пятнадцатиминутных переживаний.
«Родина» популярного узбекского режиссера Зульфикара Мусакова уже доказала свое соответствие вкусу публики. Соединение комедии и мелодрамы принесло фильму большой успех, с сочувствием отнеслись к нему и простые зрители на «Киношоке», в то время как зрители не простые всерьез спорили о том, не стеб ли все это.
Герой фильма прожил долгую жизнь --он воевал, был в немецком плену и в советском ГУЛАГе,потом на лодке, которую ему предложил доброжелательный чукча, уплыл в Америку, работал там таксистом, а на девяностом году жизни решил приехать на родину. Как выясняется, чтобы убить своего бывшего друга и соперника, сломавшему жизнь ему и его первой юной жене. Все показано - и лагеря, построенные на «Узбекфильме», и улицы Америки, снятые специально командированным оператором, и даже сражение, в котором все погибли, кроме нашего героя. Бюджет -- примерно 300 тыс. дол.; все из госказны, финансирующей в год примерно 15 картин. Постановочная культура на уровне этой скромной цифры, при этом зрителя не лишают возможности мимоходом увидеть, например, массовые сцены расстрела фашистами группы голых женщин, падающих на землю с воплями о пощаде. Событий хватило бы на добрый сериал, но режиссер очень лихо вмещает их в 96 минут, не забывая оснастить историю незатейливыми, но действительно смешными шутками и нетривиальными подробностями, за которые многие готовы простить пренебрежение историческими реалиями и убийственную простоту мотиваций.
Еще один пример зрительской картины -- фильм едва ли не самого известного эстонского режиссера Петера Симма. Это копродукция с Германией, фильм снят за двадцать дней, сценарий переписывали на ходу, но результат удовлетворил продюсеров -- заключен контракт с немецким телевидением, и 25 копий появятся в немецком прокате. В Эстонии фильм уже шел, впрочем, эстонский рынок так мал, что его показатели не учитываются. В картине Симма несколько героев -- это поляк-неудачник, от которого ушла жена, бедный эстонский юноша, грабящий банки, и неудовлетворенная жизнью виолончелистка, тоже эстонка. Волею судьбы они вместе путешествуют; их сопровождает религиозный немец со сложной судьбой. Немец и эстонец в катафалке, поляк и эстонка в трейлере, а также ящик с украденными деньгами -- вот главные персонажи этого трип-шоу, по-эстонски медленного, по-немецки основательного, по-европейски политкорректного... Кончается все хорошо: мафиозо -- организатор ограбления и соперник поляка -- посажен в тюрьму, все эмигранты возвращаются в Эстонию, забирая с собой полюбившегося им немца, а деньги жертвуют на новую крышу храма... Следующий фильм -- биографию Георга Отса -- Симм снимает совместно с Россией.
Совместно с Россией, а заодно с Францией делал свой фильм и украинский дебютант Алан Бадоев. На этот раз Ромео -- русский (его сыграл Алексей Чадов, приглашенная звезда), а Джульетта -- украинка. Несмотря на двуязычие, название «Оранжлав» и упоминание об «оранжевой революции», речь в фильме о политике не идет. Да и сюжет столь абсурден, что с трудом поддается пересказу; это, впрочем, по словам режиссера, и не важно. Важно, что картина представляет собой монтаж рекламных фотографий, этакую типовую фотосессию для глянцевого журнала, сопровождаемую дикими вскриками, объятиями, нервными срывами на фоне постановочных натюрмортов. То, что визуальный ряд никак не соответствует смыслу рассказанной истории, не волнует не только режиссера, но и, как выяснилось, публику, весьма благосклонно отнесшуюся к этим умелым и расчетливым манипуляциям. Уроженец Беслана, выпускник Киевского института культуры, автор документальных фильмов об Аде Роговцевой и Андрее Данилко, создатель клипов Руссо и Ротару, оказался отличным маркетологом, нашедшим свободную нишу и сопроводившим фильм грамотным пиаром. Читателям гламурных журналов, а это довольно широкий слой публики, тоже нужен свой кинематограф, вторичный, бессмысленный, но стильный.
Самый большой успех у фестивальной публики имел пока российский фильм «Франц и Полина» -- тоже дебют, и тоже клипмейкера. Михаил Сегал снимал клипы для «Би 2», «Ногу свело», «Ночных снайперов», то есть работал не с попсой голимой. Однако это не уберегло его от визуальной пустоты. История немецкого солдата и юной белорусской девочки, которых война свела вместе, написана Алесем Адамовичем. Сегал снимает ее подробно и очень красиво, на фоне нежных белорусских пейзажей, вкусной сельской фактуры, с участием молодых и красивых актеров. Все, что нужно для трогательной драмы, в которой любовь расцветает на фоне вражды и гибнет из-за мести, в картине есть. Нет в ней жизни, глубины, искренности и динамики, но эти качества, как выясняется, не требуются для удачных продаж.
Алена СОЛНЦЕВА, Анапа