|
|
N°173, 22 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спроси у пыли
«Башни-близнецы» Оливера Стоуна на московских экранах
Если верить интернетовской кинобазе IMDB, то в мире на данный момент снято как минимум три сотни фильмов, в которых так или иначе поминается уже несуществующий Всемирный торговый центр в Нью-Йорке -- от первого «Супермена» и второго «Кинг-Конга» до «Обычных подозреваемых» и какого-нибудь «Токсического мстителя» студии «Трома». И с большим сожалением приходится признать, что «Башни-близнецы» Оливера Стоуна -- едва ли не самое слабое из этих произведений. Хотя именно эта картина должна была стать памятником трагическим событиям 11 сентября 2001 года, когда знаменитые американские небоскребы перестали существовать фактически, но превратились в символ, разделяющий жизнь Америки и всего мира на периоды «до» и «после».
Было бы странно ожидать от подобного рода проекта, что он будет сделан с каких-то неожиданных, возможно, даже несколько провокационных позиций: на такое вряд ли решился бы даже известный бунтарь и мизантроп Стоун, в своих фильмах не раз дававший собственную нелицеприятную оценку спорным моментам и явлениям американской истории. Тем более что «Башни-близнецы» претендуют на предельную достоверность показанного на экране: все герои носят подлинные имена прототипов, а сценарий писался на основе подробнейших воспоминаний участников событий, тех, кто все время был на острие событий. Так что если на экране показано, что пожарные Джон Маклафлин (Николас Кейдж) и Уилл Химено (Майкл Пенья), погребенные заживо под развалинами, напевают друг другу музыкальную тему из старого полицейского телесериала «Старски и Хатч», а морской пехотинец Дейв Карнс (Майкл Шеннон), прежде чем по собственной воле прийти на развалы и принять участие в спасательной операции, сходил в парикмахерскую и постригся, значит, на самом деле напевали и на самом деле стригся. И даже явление заваленному обломками пожарному Христа с бутылкой минеральной воды в деснице не придуманный художественный образ, а отражение того, что происходило в голове несчастного, уже не надеющегося на спасение.
Построив фильм таким образом, Стоун практически лишил его не только художественных достоинств (реконструкция такой точности вряд ли может претендовать на эстетическую самоценность), но и, самое главное, возможности минимальной критики в свой адрес. Язык не поворачивается сказать, что драматургия выстроена банально, актеры играют из рук вон плохо, а те немногие чисто умозрительные находки, каковые время от времени все-таки проскальзывают, настолько примитивны и неинтересны, что и разбирать их особенного желания нет. Но сказать это, пожалуй, все-таки придется. Потому что в самих «Башнях-близнецах» в отличие, конечно, от самих событий, о которых они повествуют, нет ничего, что можно было бы оценить хотя бы на твердую тройку. Более того, после того, как битый час смотришь на аккуратно присыпанные строительным мусором усы Николаса Кейджа (которые сняты на сверхкрупных планах и иногда занимают две трети экрана), на не менее аккуратно накрашенных жен пожарных, припавших к телеприемникам и телефонам, наконец, на того самого Христа, одетого в рубище, скроенное (по утверждению самого Стоуна) из специальной ткани, которую используют для спецодежды спасателей, возникает кощунственная, но не отпускающая мысль, что смотришь какую-то невозможную пародию. Этакие гипотетические «Горячие головы», высмеивающие то, над чем смеяться нельзя в принципе. Само собой, Стоун и все остальные участники проекта (который и проектом-то по-хорошему назвать неудобно) ничего такого и в мыслях не имели (во всяком случае в это очень хочется верить). Но результат, к сожалению, налицо. Вместо минуты молчания мы получили два часа одновременно вялого и бравурного «гимна человеческому духу», сыгранного при этом, как ни неприятно это признать, на абсолютно расстроенных инструментах.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ