|
|
N°204, 05 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорога на север
В Красноярске пробили трассу на Богучаны
В конце прошлой недели началось рабочее движение по автодороге Канск--Богучаны, связавшей северные и центральные районы Красноярского края. «Дорогой жизни для севера Красноярского края» назвал трассу губернатор Александр Лебедь. Строительство последних 63 км продолжалось 10 месяцев и обошлось почти в 1,8 млрд рублей.
В день открытия движения по трассе в поселке Богучаны начала работать ярмарка. Свою продукцию представили сельские и пищеперерабатывающие предприятия из южных и восточных районов края. Любопытно, что цена, к примеру, на мясо в Богучанах сразу же упала со 100 рублей за кг до 60. Столь же резко снизились цены и на другие продукты. Правда, к вечеру ярмарку пришлось закрыть -- местные жители смели с прилавков все товары. В тот же день было подписано около десятка договоров о регулярных поставках в северные районы продовольствия и изделий легкой промышленности. Александр Лебедь считает, что это лишь начало.
По словам губернатора, теперь региональные власти создали все предпосылки для мощного экономического развития одного из самых богатых и самых неосвоенных районов в крае -- Нижнего Приангарья. Здесь на сравнительно небольшом участке земли сосредоточены месторождения нефти, угля, редких и драгоценных металлов, большие запасы ангарской сосны, других природных ресурсов. Однако люди в Приангарье живут бедно -- цены высокие, доходы низкие. До промышленных центров далеко, да и дорог нет -- кругом непроходимая тайга, болота, небольшие, но бурные реки. До многих поселков можно добраться только на вертолете. Поэтому и освоение природных богатств идет крайне медленно.
Из-за высоких цен на цемент замерло строительство Богучанской ГЭС. Строители простаивают уже два месяца. Между тем эта гидростанция, по мнению председателя РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса, должна стать основой будущего энергетического моста Россия-Китай.
Только летом работает обогатительная фабрика на Татарском фосфатно-ниобиевом месторождении. Его разрабатывает АО «Северсталь». В концентрате, который выпускают на Татарской фабрике, более 5% ниобия. Этот металл используется при производстве высоколегированной стали. В России собственного ниобия пока нет. Металлурги вынуждены покупать его в Австралии, тратя на это 350 млн долларов ежегодно. В будущем году АО «Северсталь» планирует запустить вторую очередь обогатительной фабрики и за счет использования современных отечественных технологий довести содержание ниобия в концентрате до рентабельного. Еще через год на Татарском месторождении появится свой металлургический цех.
В декабре 2001 г. будет запущена первая очередь лесоперерабатывающего комбината в столице Приангарья, городе Кодинске. Там установлено шведское оборудование для производства высококачественных пиломатериалов. Финансировала этот проект Самарская область. Ее губернатор Константин Титов гарантировал устойчивый спрос на изделия из «поющей» ангарской сосны.
Александр Лебедь рассчитывает, что открытие дороги Канск--Богучаны подтолкнет компанию ЮКОС к строительству нефтепровода Юрубчено-Тохомского месторождения в южном направлении -- по территории Красноярского края до Ачинского нефтеперерабатывающего завода.
Но это все перспективы. А пока жители Приангарья просто радуются тому, что теперь до Красноярска можно доехать в два раза быстрее. «Семь часов -- и я в городе. В пятницу вечером выехал, за субботу все дела в Красноярске сделал, а в воскресенье вечером я уже дома», -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» Сергей, сержант Богучанского ГИБДД.
Александр МАКАРОВ, Красноярск