|
|
N°171, 20 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Грант демократии
В числе получателей государственных средств не будет известных правозащитников
Набор первой партии подрядчиков на строительство в России гражданского общества официально закончен. Вчера представители конкурсной комиссии Общественной палаты, в течение нескольких месяцев отбиравшей некоммерческие организации, достойные господдержки, объявили, что победителями тендера на освоение половины из 500 миллионов рублей, заложенных в бюджете-2006 «на поддержку демократии и гражданского общества», стали 617 НКО. В ближайшие дни список с рекомендациями будет направлен президенту Владимиру Путину, который скрепит его своим автографом на правах гензаказчика.
Пока перечень еще не обнародован, но заранее было известно, что в нем не окажется многих авторитетных неправительственных организаций, имеющих расхождения со властью во взглядах на конструкцию гражданского общества. Хотя, как заверил корреспондента «Времени новостей» входивший в конкурсную комиссию член Общественной палаты Александр Адамский, «такие критерии, как лояльность, совершенно не рассматривались». Но независимые общественники, особенно специализирующиеся на правозащитной деятельности, по-видимому, пока не смогли преодолеть недоверие к Кремлю и его инициативам. Тем более что по нелояльным за последние полгода изрядно прошелся властный каток -- от пресловутого шпионского скандала зимой до отправленного Госдумой уже в сентябре, буквально накануне завершения конкурса Общественной палаты, запроса в Минюст об объемах грантов, полученных российскими НКО с территории иностранных государств, не понимающих термин «суверенная демократия».
В ситуации взаимного недоверия (ведь и Владимир Путин не раз публично отказывал в праве причислять себя к гражданскому обществу организациям, задачей которых «стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов или обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов») Общественной палате пришлось выбирать из менее «раскрученных» НКО.
«Самыми активными оказались молодежные и детские организации», -- заявил председатель конкурсной комиссии ОП Сергей Катырин. По его словам, минимальная заявка на грант составляла всего 23 тысячи рублей, а максимальная -- 604 миллиона. То есть даже превышала размер суммы, заложенной по инициативе «Единой России» Госдумой в бюджет 2006 года.
При выборе победителей из 3,5 тыс. претендентов члены конкурсной комиссии, по словам г-на Адамского, ориентировались в первую очередь на организации, имеющие собственные задачи формирования и развития региональных сетей гражданских инициатив. Поэтому предпочтение отдавали НКО с годовым бюджетом в 1 млн. рублей и выше. «У них, как правило, уже есть возможности стать ресурсным центром для других гражданских организаций, оказывать им информационную, правовую и методическую поддержку, развивать региональные сети, -- пояснил он «Времени новостей». -- В стране сейчас остро стоит проблема профессионального развития работников некоммерческих организаций. Таким образом федеральные средства пойдут на структурирование гражданского общества более профессиональными НКО».
Каковы будут критерии оценки выполнения «профессиональными НКО» госзаказа на построение гражданского общества, и что потребует власть за выделяемые бюджетом деньги, пока не известно. Но сегодня многие постоянные оппоненты власти из числа общественников все же не исключают возможность дальнейшего сотрудничества с государством в будущем, когда конкурсное распределение грантов станет регулярным.
«Подобные конкурсы нам интересны, как и, полагаю, большинству некоммерческих организаций, -- пояснила «Времени новостей» административно-финансовый директор Московской хельсинской группы Анастасия Асеева. -- Ведь гранты и спонсорские взносы -- это и есть те немногие источники нашего существования». По словам г-жи Асеевой МХГ в этом конкурсе участия не принимала, но это был «не политический демарш -- просто не подошли по ряду формальных критериев». Инициативу по поддержке государством общественных организаций в принципе считает правильной и президент фонда «Холокост» Алла Гербер. «Главное, чтобы взамен не требовали пожертвовать свободой», -- подчеркнула она в беседе с корреспондентом «Времени новостей». По словам г-жи Гербер, за все время существования организации за деньгами к государству фонд не обращался. «Мы просили поддержки не финансовой, а моральной по конкретным программам фонда, но ее нам никогда не оказывали», -- посетовала она.
Помимо вопроса о совместимости взглядов на демократию и смысл существования гражданского общества, остается непонятной и возможность для НКО, претендующих на господдержку, сохранять отношения с зарубежными донорскими организациями. «Наш фонд работает в том числе и на западные гранты, -- говорит Алла Гербер. -- Кому-то во власти, возможно, это не нравится, но я считаю, что нельзя не воспользоваться поддержкой благотворительных фондов евросообщества по самым различным направлениям на благо наших граждан».
Александр Адамский уверял корреспондента «Времени новостей», что в ходе нынешнего конкурса не учитывалось происхождение средств, составляющих бюджеты НКО-претендентов. Но нельзя не заметить и довольно болезненную реакцию власти на поступление средств в некоммерческий сектор из-за рубежа, причем, в объемах, в десятки раз превосходящих внутрироссийские «инвестиции» в гражданское общество. Владимир Путин уже обвинял некоторые НКО в том, что они намеренно не замечают «острейшие проблемы страны и ее граждан», поскольку «просто не могут укусить руку, с которой кормятся». Теперь депутаты Госдумы намерены более подробно разобраться, что это за рука. «Нам интересно, как на наши внутренние гражданские процессы влияют зарубежные силы, -- пояснил «Времени новостей» один из инициаторов недавнего запроса нижней палаты в Минюст, депутат от КПРФ Борис Кибирев. -- Принимая во внимание, что среди этих сил есть по-доброму к нам относящиеся, и, наоборот, ехидные силы». Депутаты надеются получить ответ об объемах зарубежного финансирования российских НКО в течение месяца. А потом уже предпринимать какие-то действия. В том числе и во время обсуждения бюджета, в который опять наверняка будут заложены расходы на поддержание демократии и гражданского общества.
Юлия Хомченко