|
|
N°172, 21 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шесть лет без права перепечатки
У России наконец появится единое законодательство по защите интеллектуальной собственности
Государственная дума вчера одобрила в первом чтении поправки в Уголовный кодекс, усиливающие ответственность за нарушение авторских прав, переведя. в частности, такие нарушения из сферы преступлений средней тяжести в сферу тяжких преступлений и увеличив срок лишения свободы за эти преступления с пяти лет до шести. Кроме того, Госдума утвердила концепцию IV части Гражданского кодекса, которая регулирует вопросы защиты интеллектуальной собственности в России. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, выступавший на заседании палаты с официальным докладом, сравнил по значимости утверждение IV части Гражданского кодекса с принятием экономической Конституции страны.
Как отметил г-н Медведев, документ имеет фундаментальное значение в законотворчестве, «заменяет фрагментарное регулирование вопросов охраны интеллектуальной собственности на единое». По его словам, устраняются расхождения между шестью ранее принятыми законами о защите интеллектуальной собственности. Кроме того, законопроект в целом гармонизирует законодательство в этой области с европейскими стандартами.
Как известно, Россия неоднократно подвергалась критике со стороны международных организаций за то, что принимает недостаточные меры для защиты интеллектуальной собственности. Именно это является одним из ключевых препятствий для вступления России во Всемирную торговую организацию.
Как сообщил депутатам первый вице-премьер, одной из основных целей документа должно стать «всемерное усиление борьбы против контрафакта». «Мы принимаем такого рода обязательства -- бороться с контрафактной продукцией, в том числе говорим об этом и при переговорах о вступлении России в ВТО», -- сказал г-н Медведев.
Для эффективной борьбы с этим злом, по его мнению, нужно использовать все виды законодательства -- и уголовно-правовые санкции, и административную ответственность. «Мы придерживаемся принципов предоставления одинаковой охраны как государственной, так и личной интеллектуальной собственности», -- подчеркнул первый вице-премьер. Он также обратил внимание парламентариев на одно из новшеств документа: «Впервые за грубые нарушения в этой сфере мы вводим конфискацию имущества и ликвидацию юридического лица, уличенного в нарушении прав интеллектуальной собственности».
Ряд депутатов высказали мнение, что от принятия законопроекта может пострадать интернет-сообщество. В частности, это связано с вопросами регистрации доменных имен. Независимый депутат Галина Хованская предположила, что в соответствии с новым законодательством стоимость регистрации повысится, а времени на нее будет уходить больше, ведь теперь придется проводить проверки на наличие совпадающей с доменным именем торговой марки. Однако, по мнению г-на Медведева, интернет-среда не пострадает. «Государство пока особых правил регистрации доменных имен не вводит, процедура регистрации доменов не меняется», -- сказал вице-премьер. В то же время он отметил, что «регулирование Интернета должно быть результативным», а правоотношения в этой сфере необходимо определять «специальными правовыми конструкциями».
В итоге законопроект поддержали в первом чтении все думские фракции, отдав за него 421 голос. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2008 года. А пока у депутатов есть месяц для внесения поправок ко второму чтению.
«Предстоит серьезная дискуссия, в том числе и с интернет-сообществом, чтобы разделить, что называется, мух и котлеты», -- сказал корреспонденту «Времени новостей» заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, депутат фракции «Единая Россия» Алексей Лихачев. -- Концептуально IV часть Гражданского кодекса -- это действительно серьезный эволюционный шаг с точки зрения развития законодательства вообще и законодательства об интеллектуальной собственности в частности».
Поправки же в две статьи Уголовного кодекса предусматривают усиление ответственности за нарушение авторских прав, прав на товарный знак и наименование места происхождения товаров. По словам г-на Лихачева, речь идет о злостных нарушениях в сфере авторских прав, неоднократных, групповых преступлениях с крупной величиной незаконной прибыли. «В чистом виде эти статьи не прописывают видов деятельности. Но на самом деле мы говорим об организаторах контрафактных потоков, а не о разовых нарушениях, и уж тем более не о потребителях», -- пояснил "Времени новостей" г-н Лихачев. -- Мы предложили увеличить срок лишения свободы за эти преступления с пяти до шести лет. Но это не просто прибавление года. На самом деле наказание переводится из сферы преступлений средней тяжести в сферу тяжких преступлений. С этим связано и изменение процедуры рассмотрения подобных дел -- всего, что связано с полным комплексом мер Уголовно-процессуального кодекса. Этим мы изменяем отношение правоохранительных органов, которые к преступлениям средней тяжести относятся со средним интересом, а к тяжким преступлениям -- с куда большим. Есть тут и моральный аспект: мы достигаем баланса между тяжестью содеянного и наказанием».
По словам Алексея Лихачева, в целом в сфере интеллектуальной собственности число уголовных дел растет. Однако реальные сроки лишения свободы за эти преступления пока получают только единицы.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА