Время новостей
     N°171, 20 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.09.2006
Президентский полет
Россия посылает позитивные авиасигналы Франции и Германии
«Перекрестное» участие России и Европейского союза в капиталах авиастроительных холдингов -- создаваемой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и EADS -- обещает стать одним из самых острых вопросов на встрече Владимира Путина с главами Франции и Германии, намеченной на 22--23 сентября в Париже. В преддверии диалога глава думского комитета по международным делам Константин Косачев призвал политических лидеров Запада обеспечить России «равноправные условия для инвестиций». А лондонская газета Times вчера сочла, что затягивание решения по покупке дальнемагистральных лайнеров для «Аэрофлота» -- это позитивный сигнал российских властей в адрес европейских авиастроителей. Между тем сами авиастроители в лице двух сопредседателей совета директоров EADS еще на прошлой неделе поспешили предупредить, что России не стоит рассчитывать на заметную роль в европейском холдинге.

Константин Косачев вчера заявил, что, по его данным, на встрече Владимира Путина с президентом Франции Жаком Шираком и канцлером ФРГ Ангелой Меркель 23 сентября будет обсуждаться ситуация вокруг покупки Внешторгбанком акций EADS. ВТБ в первых числах сентября официально объявил о приобретении 5,02% акций европейского авиастроительного холдинга. Сразу после этого помощник российского президента Сергей Приходько сказал, что наша страна не исключает получения блокирующего пакета EADS, «если сочтет это экономически обоснованным». Через несколько дней сопредседатели совета директоров EADS Манфред Бишофф и Арно Лагардер сделали совместное заявление о том, что никто из их миноритариев, в том числе и ВТБ, не сможет получить статус «контролирующего акционера». Согласно уставу холдинга в EADS такой статус имеют только три совладельца -- немецкий концерн DaimlerChrysler (22,5% акций), французские правительство (15%) и группа Lagardere (7,5%).

Россия, очевидно, рассчитывает на большее. Г-н Косачев вчера сказал, что "если политические лидеры Европы в своих заявлениях говорят о равноправных отношениях с Россией, они должны дать некий импульс в адрес своих бизнес-элит об обеспечении равноправных условий для инвестиций в свою экономику". Депутат посетовал: «Пока мы наблюдаем игру в одни ворота». Причем не только в авиастроительной отрасли, но и, например, в сфере нефтяной и газовой промышленности.

Правда, в случаях с предприятиями такого калибра, как EADS, намеки и «импульсы» бизнес-элитам излишни. Стратегические вопросы европейского авиастроения решаются непосредственно на самом высоком политическом уровне, и присутствие французского правительства среди акционеров EADS только подчеркивает это обстоятельство.

Несомненно, гг. Бишофф и Лагардер, говоря о нежелательности расширения круга «контролирующих акционеров» холдинга, посчитали, что правительства Германии и Франции прислушаются к их точке зрения. О позиции Жака Ширака по этому вопросу ничего не сообщалось, а МИД Германии дал понять, что ничего против расширения участия России в EADS не имеет.

Между тем в конце прошлой недели «Аэрофлот» с подачи представителей государства в его совете директоров отложил подведение итогов тендера на закупку дальнемагистральных самолетов нового поколения. На тендере соревнуются два коммерческих предложения: американское (Boeing) и европейское (Airbus), и симпатии менеджмента авиакомпании склоняются в пользу американского. Газета Times расценила продолжение тендера как позитивный сигнал для EADS: «Путин вооружился разменной картой на 6 млрд долл. (стоимость всего контракта по данным Times. -- Ред.)». Правда, по мнению газеты, главная цель российского президента не проникнуть в узкий круг акционеров EADS, а привлечь капитал этой компании к участию в создаваемой в России ОАК. EADS владеет 10% акций корпорации «Иркут», одного из ключевых участников будущей ОАК. Как на днях сообщил «Времени новостей» источник в EADS, европейский холдинг уже принял принципиальное решение обменять эти бумаги на акции ОАК в первой половине 2007 года. Тем не менее Россия в Париже может попытаться получить обещание дополнительных инвестиций EADS.

Михаил КУКУШКИН