|
|
N°171, 20 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гроза обошла джунгли ООН
Буша и Ахмадинежада разделил перерыв на обед
Вчера президент США Джордж Буш и его иранский коллега Махмуд Ахмадинежад выступили с трибуны открывшейся в Нью-Йорке 61-й сессии Генассамблеи ООН. Но произошло это на заседаниях, разделенных обеденным перерывом. Личной встречи президентов не получилось.
Не сблизились они и в политике. Буш в своей речи не стал полемизировать с Ахмадинежадом по поводу ядерной программы Ирана, обратившись напрямую к иранскому народу: «Главным препятствием для вашего будущего является то, что ваши правители решили лишить вас свободы и использовать ресурсы вашей страны для финансирования терроризма, подпитки экстремизма и создания ядерного оружия». Президент США выразил убеждение, что настанет день, когда иранцы «смогут жить в условиях свободы, а Америка и Иран -- стать хорошими друзьями и близкими партнерами в деле обеспечения мира». Такие заявления явно не способствуют компромиссу между Вашингтоном и Тегераном.
В штаб-квартире ООН вчерашнего дня ожидали с опаской. Махмуд Ахмадинежад уже давно мечтает провести прямые дебаты с Джорджем Бушем, однако их политическая перебранка нарушила бы строгий регламент работы Генассамблеи. Еще до открытия сессии, работа которой продлится до 29 сентября, первый замгенсека ООН Марк Маллок-Браун призвал всех к спокойствию. «Я уверен, что у обоих лидеров будут специальные люди, напряженно работающие над тем, чтобы держать их на расстоянии друг от друга. Поэтому скорее всего великое столкновение титанов, гроза в джунглях -- или как там вы захотите это назвать -- не состоится», -- заявил он журналистам. Госсекретарь США Кондолиза Райс подтвердила, что американо-иранские переговоры могут начаться лишь после того, как Тегеран приостановит обогащение и переработку урана.
Однако президент Франции Жак Ширак выступил за переговоры с Ираном и против санкций. «Я не верю в решение вне диалога. Я никогда не видел, чтобы санкции были очень эффективными», -- заявил он. В Париже уже согласны, чтобы Иран заявил о приостановке обогащения урана не до переговоров, а непосредственно на них. Со своей стороны, члены «шестерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция и Германия) могли бы на этот же срок заморозить обсуждение иранского ядерного досье в Совбезе ООН.
Завсектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова полагает, что Иран «может пойти на временное прекращение работ в сфере обогащения урана, и Европе нужно соглашаться на это». В беседе с «Временем новостей» она предположила, что «сначала приостановка обогащения будет непродолжительной -- на один-два месяца. Но ведь переговоры могут длиться неограниченно долго, и уже в ходе диалога и Иран, и «шестерка» озвучат новые предложения». По мнению эксперта, в этом случае «американцы сохранят лицо, ибо смогут заявить, что это именно они добились от Тегерана временного прекращения работ с ураном».
Иранский президент ищет контакты с Западом, на что указывает его реакция на скандал вокруг Папы Римского, процитировавшего на прошлой неделе во время лекции в ФРГ высказывание одного из византийских императоров о том, что пророк Мухаммад своей идеей «священной войны» привнес в мир «злое и бесчеловечное». В воскресенье Бенедикт XVI попытался успокоить разгоревшиеся страсти в исламском мире, заявив, что «цитата из средневекового текста никоим образом не выражает» его собственных взглядов. Тем не менее духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи назвал высказывания Папы Римского «последним звеном» в «тайной цепи, ведущей к развязыванию крестового похода» против ислама. Однако вчера Махмуд Ахмадинежад вдруг заявил, что принимает извинения Папы, ибо слова последнего «были неправильно истолкованы». По мнению Нины Мамедовой, это был «ясный сигнал мировому сообществу о том, что иранский режим вполне прогнозируем, и если с ним обращаться дипломатично и корректно, он идет навстречу».
Петр ИСКЕНДЕРОВ