|
|
N°171, 20 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новая радикальная Япония
Будущий премьер перепишет историю и укрепит армию
Сегодня правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) Японии изберет своего нового лидера, который сменит Дзюнъитиро Коидзуми не только на этом посту, но и в кресле премьер-министра страны. Уже никто не сомневается, что 21-м послевоенным главой правительства станет нынешний генеральный секретарь кабинета министров 52-летний Синдзо Абэ (на снимке).
В верхней палате представителей у правящей коалиции ЛДП и партии "Новая Комэйто" имеется устойчивое большинство. Это означает, что 26 сентября на внеочередном заседании парламента утверждение Абэ будет автоматическим. Согласно последним опросам общественного мнения, главой кабинета его видят более 70% парламентариев от ЛДП. Некоторые обозреватели предполагают, что Абэ сможет побить рекорд политической поддержки 1995 года, когда за премьерство Рютаро Хасимото проголосовало 77,7% законодателей.
Коидзуми был избран на пост премьера под необычным лозунгом "вдребезги разбить правящую ЛДП", он сразу получил поддержку 85,5% населения. Абэ начинает свою карьеру с призывов "построить новую Японию". Его радикализм во внутренней и внешней политике может привести к серьезному ухудшению позиций Японии на мировой арене. Все больше общественных деятелей Японии с тревогой говорят о возможных последствиях "новой политики" Абэ.
Сторонники Абэ видят в нем человека, обладающего конкретной идеологией "пересмотра навязанного США послевоенного порядка", унижающего Японию и нивелирующего традиционные моральные ценности. Противники рассматривают эту идеологию и стремление "восстановить" независимость Японии на международной арене как угрозу скатывания к национализму и неомилитаризму. При этом Абэ не перестает повторять, что "японско-американский союз является главным гарантом безопасности страны".
После того, как в выборах отказался участвовать бывший генсек кабинета Ясуо Фукуда, у Абэ практически не осталось противников. Двое других кандидатов -- глава внешнеполитического ведомства Таро Асо и министр финансов Садакадзу Танигаки отстают с большим отрывом и никем не рассматриваются всерьез. В самой ЛДП большинство политиков наперебой стали заявлять о поддержке Абэ, стремясь не опоздать к последующему распределению постов.
На выборах в нижнюю палату парламента в сентябре 2005 года заканчивающий ныне свой срок премьер Коидзуми получил подавляющее большинство, после чего теоретически мог принимать любые законы и постановления без оглядки на оппозицию. «В принципе Коидзуми не является идеологизированным лидером, однако его посещения токийского храма Ясукуни разделили общественное мнение на сторонников и противников этого», -- заметил в беседе с «Временем новостей» один из сотрудников агентства Киодо Цусин. Считается, что в этом храме покоятся души около двух с половиной миллионов японцев, "павших за императора и великую Японию". По мнению нашего собеседника, Синдзо Абэ -- "очень идеологизированный политик, который наверняка воспользуется достигнутым его предшественником большинством в парламенте и вполне может пойти на то, от чего удерживался Коидзуми".
Первым шагом Абэ на посту нового премьера почти наверняка станет пересмотр закона об образовании. Он намерен перенести начало школьного учебного года с 1 апреля на 1 сентября, как в Европе и Америке, чтобы японским выпускникам было проще поступать в заграничные вузы. Абэ также предлагает рассмотреть проект об обязательной шестимесячной трудовой повинности для школьников, чтобы те "теснее вовлекались в общественную деятельность".
Оба предложения уже подверглись критике. Перенос начала учебного года может внести хаос в систему поступления в японские вузы, поскольку время начала занятий каждое заведение определяет самостоятельно. "Общественно-полезный труд", по мнению критиков, напоминает принудительные работы, на которые направлялись школьники во время второй мировой войны.
При новом премьере в школьных учебниках могут усилиться националистические нотки, а идея отрицания справедливости решений Токийского трибунала 1948 года может стать новой тенденцией в историческом образовании. Напомним, что Коидзуми говорил в парламенте о 14 японских военных преступниках класса А, казненных по приговору Токийского трибунала или умерших в тюрьме и в ходе процесса, именно как о "преступниках". Однако г-н Абэ так не считает, в своих статьях и книгах он неоднократно выступал с радикальных и ультраправых позиций. Озвучив эти тезисы в качестве главы государства, он наверняка спровоцирует негативную реакцию соседних стран.
В апреле Синдзо Абэ нанес "секретный" визит в храм Ясукуни, о чем стало известно лишь недавно. По словам политика, возможные в будущем визиты в этот храм "не будут официальными". Некоторые члены окружения Абэ сообщают, что в разговорах он неоднократно заявлял, что Японию «втянули» во вторую мировую войну, что эта война была «справедливой», и ее целью являлось «освобождение стран Восточной Азии от империалистического гнета Запада». Если Абэ озвучит подобные взгляды, то у Токио могут возникнуть проблемы в отношениях не только с соседями, но и с США.
Будущий премьер намерен решительно модернизировать японско-американский союз. Если ныне США обещают защитить Японию от внешней агрессии, то все должно стать иначе -- Япония «сама будет в состоянии помочь Америке в военной сфере, принимая участие в урегулировании вооруженных конфликтов за рубежом». Абэ хочет добиться изменения мирной конституции, согласно которой Япония "навечно отказывается от применения военной силы и ведения войны для разрешения любых международных споров". Он намеревается принять постоянный закон о вооруженных силах страны, который позволил бы оперативно направлять их для участия в миротворческих операциях за рубежом с правом применения оружия. По его убеждению, военные должны иметь право на "коллективную оборону" как внутри Японии, так и за рубежом.
С приходом Синдзо Абэ Япония окажется на политическом распутье, при этом не исключена серьезная радикализация внутренней и внешней политики страны. Впрочем, будущего премьера Абэ может подстерегать и другая опасность -- падение популярности ЛДП и победа летом 2007 года на выборах в верхнюю палату парламента оппозиционной Демократической партии.
Андрей ФЕСЮН, корреспондент РИА Новости в Токио, -- для «Времени новостей»