|
|
N°170, 19 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Завещано Екатериной
В Эрмитаже обсудили проблемы артрынка
«Музей и артрынок» -- так назывался Международный симпозиум по проблемам современного искусства, проходивший в Санкт-Петербурге с 14 по 16 сентября. Его проводил Государственный Эрмитаж при участии «Института ПРО АРТЕ», генеральных консульств Великобритании и США, Французского института, при поддержке Christie's.
Такое представительное профессиональное сообщество не часто собирается даже в Эрмитаже: директора ведущих музеев, фондов и галерей мира, кураторы биеннале и отделов современного искусства самых крупных музеев. Темы заседаний и дискуссий звучали как манифесты или лозунги: «Как получить официальное признание?», «Рынок или цена вдохновения», «Цена на аукционе и ее влияние на репутацию художника». Два дня, в течение которых шли заседания, зал Эрмитажного театра был заполнен музейщиками, искусствоведами, художниками.
Симпозиум готовился в течение двух лет, его тема была определена заранее, но оказалась удивительно актуальна в данный момент: именно о состоянии рынка -- антикварного в частности и художественного в целом -- говорили в российской прессе в те дни, когда Эрмитаж сообщил о пропажах из своих фондов.
Для российских участников главная ценность такого симпозиума состояла в возможности публично обсудить свои действия, назвать и осмыслить побудительные мотивы, политические цели своей работы. А главное, услышать, как и на каком языке об этом говорит мировое артсообщество.
Модераторами первого дня симпозиума были директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор Фонда Гуггенхайма Томас Кренц. Выступавшие обсуждали роль музеев в официальном признании художников, проблемы корпоративного коллекционирования современного искусства, тактику и стратегию российских галерей. Своим опытом проведения выставок современных художников поделился директор Королевской академии искусств в Лондоне Норман Розенталь. О формировании аукционами репутации художника говорили Эми Капеллаццо, директор международного отдела послевоенного и современного искусства Christie's, и Кэтрин Бартон, специалист этого отдела.
Главным героем второго дня заседаний, несомненно, стал Роберт Сторр, куратор Венецианской биеннале. Он рассказывал об открытии новых имен из Восточной Европы и говорил о роли Венецианской и других биеннале в мировом художественном процессе. Затронул он и проблему взаимосвязи биеннальского движения с артрынком. Вот его мнение: «На первичном рынке действуют агенты, а галереи, аукционы и музеи подключаются на вторичном рынке. Хотя расстояние между первичным и вторичным рынком стремительно сокращается. И биеннале играют в этом процесс очень важную роль. В Америке есть выражение «деньги говорят». К этому можно относиться по-разному, но нельзя пренебрегать: организации выставок, продвижение художников -- это все стоит немалых средств». В аудитории возникло заметное оживление, когда господин Сторр сказал, что, например, в Шанхае только в этом году открылось 50 новых галерей современного китайского искусства. Для сравнения: в Петербурге за десять лет открылось всего четыре таких галереи, в этом году -- ни одной. Об опыте работы с художниками из Восточной Европы говорил и куратор западного отдела Музея современного искусства в Нью-Йорке Клаус Бизенбах.
Участники заключительной дискуссии обсуждали современную российскую музейную политику, которая строится не на консенсусе, а на противопоставлении традиционного академического и современного искусства. Михаил Пиотровский, увлеченный идеей создания в Эрмитаже музея современного искусства, напомнил, что еще в XVIII веке Екатерина Вторая выполняла ту роль, в которой выступают нынешние артагенты, -- она покупала и пропагандировала работы современных ей художников. Директор Эрмитажа пообещал, что постарается продолжить дело Екатерины в новом проекте «Большой Эрмитаж».
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург