Шведский производитель грузовых автомобилей Scania отказался добровольно сливаться с немецким концерном MAN, а потому тот фактически приступил к процедуре враждебного поглощения.
Совет директоров шведского концерна в воскресенье рассмотрел предложение MAN, которое предполагало выплату 9,6 млрд евро наличными и акциями объединенной компании за 100% акций Scania. Правление концерна попросило обоих своих крупных акционеров -- немецкий Volkswagen и шведскую семью Валленберг -- ответить отказом на такое предложение. И акционеры поступили в соответствии с этой рекомендацией. В сделанном вчера заявлении наблюдательного совета Scania говорится, что решение отвергнуть предложение немецкого концерна
MAN на нынешних условиях было принято единогласно.
Как считают аналитики отрасли, нынешняя борьба за поглощение Scania еще только по-настоящему разворачивается. В MAN ожидают, что им удастся склонить на свою сторону крупнейшего акционера шведского концерна -- Volkswagen. Если он примет участие в сделке, то его доля в новом производственном конгломерате может составить 18,7%. А вот вопрос о будущей роли семьи Валленберг, которой принадлежит в общей сложности 16,1-процентный пакет акций Scania, остается открытым. Контролируемый семьей акционер Investor AB отклонил предложение MAN на том основании, что оно «не отражает полную стоимость и потенциал Scania». Тем временем менеджеры MAN успели договориться с французским Renault о покупке его пакета акций (2,86%) в шведском концерне.
Главным «мотором» борьбы за поглощение Scania считают главу правления MAN Хакана Самуэльссона. «Новая производственная группа будет сильнее и конкурентоспособнее и обеспечит рабочие места в Германии и Швеции», -- считает он. В общей сложности на обоих предприятиях трудится 80 тыс. сотрудников, выпуск продукции составляет 124 тыс. грузовиков ежегодно, а оборот достигает 22 млрд евро. Агентство Reuters приводит данные немецкой ассоциации автоиндустрии VDA, согласно которым новая группа могла бы получить под контроль около 28% европейского рынка тяжелых грузовиков, опередив Volvo с 25% и DaimlerChrysler с 20%.
Эксперты утверждают, что г-н Самуэльссон не откажется от своей идеи создания крупнейшего европейского производства грузовых автомобилей. Даже при том, что спрос на них в последнее время начал снижаться. Люди, которые хорошо знают шефа концерна MAN, утверждают, что он «упрямый, как лось». Сравнение с обитателем северных лесов не случайно. Дело в том, что 55-летний глава MAN -- швед, отработавший 33 года кряду на различных руководящих должностях в Scania. В последние годы у себя на родине Хакан Самуэльссон возглавлял направления развития и производства -- и твердо считался будущим главой компании. Но шесть лет назад «упрямый лось» переметнулся к немецким конкурентам и с января 2005 года стал главой правления концерна в Мюнхене. «Это было мое самое трудное решение в жизни», -- говорит он о переходе в MAN. Похоже, таким окольным и, как оказывается, достаточно тернистым путем -- через вражеское поглощение -- Хакан Самуэльссон мечтает вновь вернуться в Швецию. А там, если с покупкой Scania дело у него все-таки выгорит, он, как и ожидалось когда-то, станет главой концерна -- но уже куда более мощного.