|
|
N°170, 19 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Портал на частный капитал
В Киеве открылся первый Музей современного искусства
Теперь Россия обзавидуется: аналогов появившемуся в столице Украины Музею мирового современного искусства, являющемуся авторским проектом не художника, а бизнесмена, у нас нет. Основатель -- один из самых богатых на Украине людей, предприниматель Виктор Пинчук. Для поддержания правильного международного имиджа и своего, и страны в целом г-н Пинчук уже несколько лет профессионально занимается артменеджментом: в рамках созданного им фонда «Современное искусство в Украине» продюсирует выставки contemporary art, предоставляет гранты украинским художникам, с помощью консультантов-кураторов (в том числе и московских) собирает коллекцию очень нового украинского, российского и «западного» искусства. Венцом трехлетней деятельности фонда явился музей Pinchuk Art Centre, расположенный в самом центре Киева, на Бессарабской площади, в квартале крупнейшего торгового центра «Арена». Сам Пинчук считает центр «культурным порталом, через который в Украину войдут новейшие тенденции искусства, а украинское современное искусство вольется в мировой контекст».
Приглашенные на открытие российские критики оказались едины в одном: портал возведен с учетом суперсовременных технологических и дизайнерских требований организации музейного пространства. Московские галереи и муниципальные музеи о такой чистоте и ясности экспонирования (архитектор -- француз Филипп Чиамбаретта), когда важно все: правильный свет, цвет, материалы, фактура поверхностей, динамика планов, -- пока только мечтают. Осторожно сравнить можно лишь с московским ГЦСИ (Государственный центр современного искусства), над неоконченным пока еще проектом которого трудится отличный архитектор Михаил Хазанов. Сама представленная в новеньких залах «Пинчук-центра» коллекция не плод личного вкусового волюнтаризма мецената, а итог профессионального отбора двух приглашенных им кураторов -- Никола Буррио (до недавнего времени возглавлявшего муниципальный музей современного искусства Парижа Palais des Tokio) и Александра Соловьева, идеолога и теоретика украинского современного искусства.
Экспозиция поделена поровну: половина работ художников, отобранных Буррио по всему миру, половина -- выбранных с подачи Соловьева новых мэтров украинского происхождения (иные из них прочно связали свой жизненный путь с Россией или другими странами). Первое знакомство и узнавание оказалось приятным. Хотя, на мой взгляд, «украинская» часть с важными по интеллектуальному месседжу и ставшими уже хрестоматийными работами Сергея Браткова, Бориса Михайлова, Олега Кулика, Арсена Савадова вышла сильнее эффектной, но чуть легковесно-декоративной «западной» части. Объяснение и оправдание подобному жесту имеются. Украинское общество к современному искусству относится в лучшем случае индифферентно, в худшем -- враждебно, потому новый музей призван преодолеть барьер отчуждения. И просвещать, и увлечь, немного развлекая. Убедить в том числе, что «контемпоральность» может быть и красивой, и дружелюбной.
Новый музей будет развиваться по образцу динамичного и многофункционального Музея Гуггенхайма. Последний из шести этажей оборудован под медиатеку, видеоклуб, кафе. Уже через три месяца сегодняшнюю экспозицию сменит другая, на которой обещают показать совсем молодое и даже радикальное искусство Украины. Одни из кандидатов -- юные (двадцать с хвостиком) и дерзкие «рэповцы», группа «Революционное экспериментальное пространство», создавшаяся во время событий «оранжевой революции» в конце 2004 года. Параллельно с вернисажем «Пинчук-центра» они презентовали в стильном индустриальном пространстве киевской галереи ЦЕХ свою программу, посвященную как раз порогу непонимания украинским обществом современного искусства. На живописном панно демонстрация нарочито обезличенных горожан несет лозунги в защиту классических ценностей или с требованием разъяснить, «что хотел сказать художник». На видео показывают юных «рэповцев» (большинство -- питомцы Центра современного искусства при Киево-Могилянской академии), одетых в белые халаты и маски дезинфекторов. Они читают статистические сводки о том, как обстоит дело с киевским артмиром. Звучат и такие цифры: современных художников на Украине не более 30, а кураторов -- не более пяти. Я попросил господина Соловьева прокомментировать данную статистику. Он ответил, что она, конечно, субъективная, но от истины недалека.
Достойно то, что вернисаж у «рэповцев» не выглядел вызовом «Пинчук-центру». Скорее, комментарием его программы. Дело в том, что сам господин Пинчук на пресс-конференции честно признался, что новый музей не способ заглянцевать проблему коммуникации общества с современным искусством, а только первый шаг на пути сложной работы по ее решению. Ведь и Пинчук, и «рэповцы» оказались в оппозиции официальным украинским властям. Фонду в свое время минкульт Украины не разрешил взять под музей здание Арсенала напротив Киево-Печерской лавры (несмотря на выигранный инвестиционный конкурс и на проведенную в Арсенале миротворческую выставку «Прощай, оружие!»). Группе «Р.Э.П.» тот же минкульт Украины не разрешил представлять страну на прошлогодней Венецианской биеннале (и тоже несмотря на выигранный конкурс, результаты которого были аннулированы).
Для создания капитального имиджа имиджевый капитал фонду Виктора Пинчука придется копить в разных сферах. Самым большим впечатлением на гала-презентации центра (на которой откровенно разочаровало шоу Юрия Грымова и порадовало выступление джазового оркестра имени Олега Лундстрема с виолончельным соло чудесного Бориса Андрианова) был никем не срежиссированный перформанс под условным названием «кортеж гостей», где молодые альтернативщики-«рэповцы» очутились в гуще яркой и шумной процессии наравне со звездами киевского гламура, Романом Виктюком и депутатом, бизнесменом и певцом Иосифом Кобзоном.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Киев--Москва