|
|
N°169, 18 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В общих словах
Главы парламентов G8 в Петербурге скопировали июльский саммит
В пятницу и субботу в Петербурге прошел саммит руководителей парламентов стран «большой восьмерки». Шесть спикеров и двое их заместителей вслед за встречавшимися в городе на Неве в июле главами восьми ведущих государств планеты сосредоточились на обсуждении вопросов борьбы с терроризмом и энергетической безопасности. А в воскресенье участников парламентской "восьмерки" в Сочи принял Владимир Путин.
Открывая петербургский саммит, спикер Госдумы Борис Грызлов счел своим долгом напомнить коллегам о том, что с теми самыми "новыми вызовами", о которых предстоит говорить, Россия сталкивается уже второе столетие. "На петербургских улицах еще в ХIХ веке главу российского государства поджидали люди, убежденные, что террор -- лучшее средство для решения всех проблем", -- не упустил руководитель Госдумы возможности преподнести "семерке" урок истории. И добавил, что "строя новую Россию, в которой нет и не может быть места террористам, мы преодолеваем в том числе и последствия этой террористической охоты".
Говоря о проблемах энергетики, Борис Грызлов посетовал, что в этой сфере то и дело возникают недоразумения по причине "непонимания позиции той или иной страны" -- видимо, тоже имея в виду Россию. И призвал к "энергетической гармонии, оформленной законодательно", уточнив, что это касается "широкой сферы энергетических проблем", в том числе и атомной энергетики. Вышедший на несколько минут к журналистам после саммита спикер конгресса США Дэннис Хастерт подтвердил, что дискуссия о поиске альтернативных источников энергии была интересной и живой и заняла почти все время, отведенное на саммит. Разумеется, за исключением тех часов, которые ушли на не менее плодотворное обсуждение борьбы с терроризмом, инфекционными заболеваниями, незаконной миграцией и природными катаклизмами.
Президент бундестага ФРГ Норберт Ламмерт сообщил, что тема демократии в России не поднималась как в рамках официальной повестки саммита, так и в кулуарных разговорах. Правда, оговорился, что если бы такой вопрос и встал во время неофициальных контактов, он все равно не стал бы комментировать это публично.
Видимо, нежелание критиковать Россию за откат от демократических норм понравилось и главе российского государства. Принимая в Сочи участников парламентского саммита, Владимир Путин сразу же отметил: "Большая восьмерка" становится все более открытой и демократичной, Россия приветствует это". "Процесс дальнейшей демократизации набирает обороты, мы это приветствуем и будем придерживаться этих принципов в будущем, -- сказал г-н Путин и добавил: -- Но речь не идет о подмене других международных организаций, в частности ООН, через которые проводятся наши согласованные решения".
По мнению главы российского государства, "неформальный формат "восьмерки" дает возможность выявлять ключевые проблемы, обсуждать их в неформальной обстановке и вырабатывать общие решения, чтобы избавиться от этих проблем".
По словам президента Путина, форум становится еще более демократичным и по международному составу. В этой связи президент напомнил, что на июльском саммите G8 в Петербурге присутствовали делегации КНР, Индии, Бразилии, ЮАР и нескольких крупных международных организаций. "Это дает возможность согласовать позиции по важнейшим проблемам современности и находить общие решения, чтобы двигаться вперед", -- сказал российский лидер.
А жизнь шла своим чередом. В то время как лидеры парламентов "восьмерки" отказались от обсуждения проблем демократии в России, в двух кварталах от Таврического дворца, где прошел саммит, ОМОН разгонял акцию нацболов и «Объединенного гражданского фронта». Около сотни активистов этих и других организаций пришли к Смольному, чтобы, как они говорили, донести до мировой общественности, что права человека в России нарушаются, свобода слова попрана, парламент носит декоративный характер, а все его решения заранее предопределены. Но едва нацболы успели развернуть свои едкие антиправительственные лозунги, как были буквально сбиты с ног подоспевшими милиционерами. Покончив с лежащими нацболами, омоновцы принялись за мирно стоящих рядом активистов других партий. Те сами пошли в "воронок", скандируя: "Фашизм не пройдет! Позор! Нам нужна другая Россия!"
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург