|
|
N°203, 02 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мирный атом, бхай, бхай
Индийский премьер приедет за АЭС «Куданкулам»
В воскресенье в Москву прибывает с официальным визитом премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи. Помимо серии общеполитических документов Москва и Дели планируют подписать несколько очень крупных торговых соглашений, в частности контракт на постройку в южной части Индии АЭС «Куданкулам».
Мировое сообщество давно критикует Россию за сотрудничество с Индией в ядерной области. Дело в том, что Дели отказывается стать членом Договора о нераспространении ядерного оружия, свернуть военную ядерную программу и поставить свою ядерную деятельность под полноохватные гарантии МАГАТЭ. Отсутствие гарантий не позволяет Индии покупать реакторы и топливо у стран -- членов Группы ядерных поставщиков (ГЯП). После обнаружения тайной ядерной программы Ирака во время войны в Персидском заливе эти страны приняли решение: полноохватные гарантии МАГАТЭ должны являться обязательным условием поставок ядерных установок или материалов.
Таким образом, начиная с 1992 года Россия не имеет законной возможности ядерной торговли с Индией. Сказанное не затрагивает АЭС «Куданкулам», так как соглашение о ней подписано за четыре года до ужесточения правил ГЯП и не подпадает под новые ограничения. Подписание генерального контракта в ходе визита Ваджпаи должно положить начало активному строительству электростанции.
Однако на этом процесс переговоров вокруг АЭС не закончен. В российской и зарубежной печати со ссылкой на высокопоставленных сотрудников Минатома стали появляться сообщения о намерении ведомства построить в Куданкуламе еще несколько реакторов. Никакие «дополнительные» поставки реакторов из России в Индию не вписываются в действующее международное и российское законодательство. Это хорошо понимают и в Минатоме, и в Комиссии по атомной энергии Индии (КАЭ). Глава КАЭ Анил Какодкар, хотя и приветствовал в феврале нынешнего года предложение России поставить еще четыре реактора, отметил, что еще «многое предстоит сделать в этом отношении», имея в виду, видимо, законодательные ограничения. Заинтересованность России понятна, ведь кроме прибыли наша страна получила бы также возможность закрепиться на индийском ядерном рынке, но существуют два серьезных препятствия.
Во-первых, Дели намеревается использовать в ядерной энергетике реакторы собственного производства. Кроме индийской традиции опираться прежде всего на собственные ресурсы такое желание имеет под собой и реальные основания. У Индии сравнительно небольшие запасы урана, зато огромные запасы тория. Этот материал также может быть использован в ядерном топливе, которое должно быть дешевле и лучше по многим физическим параметрам. Однако иной тип ядерного топлива требует и другой структуры ядерного топливного цикла, других типов реакторов.
Для России это означает, что внутри Индии возникнет сопротивление постройке реакторов, разработанных под другой топливный цикл, так как считается, что постройка иностранных реакторов может «разбавить» местную ядерную энергетику. Вероятно, чтобы обойти это препятствие, существует соглашение между РНЦ «Курчатовский институт» и КАЭ о разработке ториево-уранового смешанного топлива для использования в реакторах ВВЭР-1000, то есть в тех, что планируется поставлять в Индию.
Во-вторых, и это сейчас главное, дальнейшее российско-индийское ядерное сотрудничество прямо запрещено действующими международными нормами. В одном из интервью глава Минатома Александр Румянцев признал существование проблемы, но и заявил, что она может быть решена. По его словам, в данный момент ведутся переговоры с ГЯП о подписании документа, по которому Россия получила бы право осуществлять ядерный экспорт в Индию в будущем.
Неизвестно, как отнеслись к этой инициативе в ГЯП, но можно предположить, что она не обязательно должна была быть принята в штыки. Например, Франция, которая сейчас также является членом ГЯП, в недавнем прошлом не раз проявляла интерес к индийскому ядерному рынку. В печати появлялись сообщения о давлении французской ядерной промышленности на правительство, направленном на получение возможности торговли с Индией. Другие члены ГЯП, такие, как Великобритания и Канада, также могут быть заинтересованы в открытии индийского ядерного рынка. Кроме прочего, изменение политической ситуации в Южной Азии в последнее время (например, недавнее снятие Джорджем Бушем-младшим санкций с Индии и Пакистана) может изменить отношение США и к статусу российско-индийского ядерного сотрудничества.
Если в ближайшем будущем все же произойдет какое-то изменение в правилах ГЯП, направленное на открытие индийского ядерно-энергетического рынка, России придется выдержать на нем серьезную конкуренцию. При этом особенно актуальным станет неукоснительное соблюдение буквы и, главное, духа обязательств России, направленных на нераспространение ядерного оружия.
Виталий ФЕДЧЕНКО, «ПИР-Центр»