|
|
N°169, 18 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сложные проценты
Россия поддержала начало реформы МВФ
Годовое собрание акционеров Международного валютного фонда и Всемирного банка, проходящее в эти дни в Сингапуре, как и предсказывала полгода назад газета «Время новостей», обнажило конфликт между развитыми и развивающимися странами. Дискуссии о том, как заново переделить голоса стран в международных финансовых организациях, проходят, возможно, даже более бурно, чем традиционные демонстрации антиглобалистов. Оппозицию реформе МВФ в том виде, как ее предложил глава Фонда испанец Родриго де Рато, возглавила Индия.
В апреле, когда акционеры МВФ и ВБ собираются в Вашингтоне на так называемые весенние встречи, Родриго де Рато предложил очередную версию среднесрочной стратегии развития Фонда. «Международное сообщество должно чувствовать свой голос в МВФ», -- заявил он и предложил изменить квоты, которые определяют долю членов МВФ в капитале Фонда и соответственно определяют вес каждой страны при голосовании. Испанец выразил тогда мнение, что страны Азии в результате перераспределения квот должны увеличить свой вес в МВФ.
Квоты в МВФ мало изменились с тех пор, как создавалась эта организация в середине 1940-х годов. Крупнейшим акционером остаются США (17,4%), далее следуют Япония (6,24%), Германия (6,09%), Великобритания и Франция (по 5,03%), Италия (3,31%), Канада и Китай (по 2,98%). У России -- девятая по размеру квота (2,79%). Квоты рассчитываются по сложной формуле, актуальность которой подвергают сомнению и крупные, и мелкие акционеры. Американская администрация весной публично объявила, что от старого механизма нужно отказываться и рассчитывать квоту на базе понятного показателя -- размера ВВП.
Родриго де Рато весной предложил компромиссное решение -- провести реформу квот в два этапа. Начать работу над новым механизмом, но, не откладывая дело в долгий ящик, увеличить долю наиболее «недопредставленных» стран. Тогда и финансисты «семерки», и акционеры Фонда поддержали такой компромисс. Представители США подчеркнули, что согласны на первый этап только при гарантии, что в твердо оговоренные сроки пройдет и второй. Очевидными кандидатами на увеличение квот были Китай (2,98%) и Южная Корея (0,77%). Вслед за ними на повышение своей доли имели право рассчитывать все крупные развивающиеся страны -- Индия (1,95%), Бразилия (1,42%), Мексика (1,21%), Аргентина (0,99%), Турция (0,45%) и др. Однако и руководство Фонда, и крупнейшие акционеры, от которых зависит окончательное решение, были согласны в том, что речь должна идти об «узком круге» стран, то есть буквально четырех-пяти.
На прошлой неделе, накануне собрания в Сингапуре, Родриго де Рато объявил свой выбор: капитал Фонда необходимо увеличить на 1,8% и распределить дополнительные голоса между Китаем, Кореей, Мексикой и Турцией. Глава МВФ подчеркнул, что именно эти четыре страны недопредставлены в Фонде по всем критериям, на основе которых планируется разработать новую формулу. Разработку этой формулы г-н де Рато предложил завершить через год и рассчитать по ней квоты членов МВФ не позднее чем к годовому собранию 2008 года.
Россия одной из первых поддержала предложения испанца. Управляющий от нашей страны в МВФ министр финансов Алексей Кудрин объявил об этом в субботу. «России и некоторым другим странам придется потесниться. Это для России будет незаметно», -- приводит его слова РИА Новости.
Строго говоря, незаметно это будет и для других стран, включая даже Китай, которому, как предполагается, квота будет увеличена больше других. Представители Поднебесной вообще по отношению к процессу перераспределения квот отнеслись довольно индифферентно, не вели на этот счет ни публичной, ни какой-либо подковерной кампании. «Китайские делегаты, похоже, вообще мало обращают внимание на всю эту суету, -- говорит собеседник «Времени новостей» в российской делегации. -- Они знают себе цену и знают, что положение Китая в мире не определяется квотой в МВФ».
Результаты голосования (оно шло в течение последних дней) за предложенное г-ном де Рато решение будут объявлены в Сингапуре сегодня. Для утверждения необходимо набрать 85% голосов. Очевидно, что решение будет принято, хотя накануне целый ряд стран выступил в оппозиции.
Наиболее агрессивным дипломатом проявил себя министр финансов Индии Паланиаппан Чидамбарам. Он первым выпустил свое заявление на годовом собрании (согласно практике участники собрания могут выступать с трибуны или распространять свои заявления в письменном виде). Г-н Чидамбарам сообщил, что его страна выступает за принятие простой и понятной формулы расчета квот согласно экономическому весу стран, а предложенный двухэтапный механизм не отвечает этой цели. «Мы обращаемся к членам МВФ с тем, что они должны остановить нынешний процесс и поручить менеджменту (Фонда. -- Ред.) выйти с простой, прозрачной формулой, которая действительно отражает экономическое положение государств и развивающейся мировой экономики», -- заявил министр агентству Reuters.
Одновременно индийская делегация вместе с представителями Бразилии, Аргентины и Египта выпустили совместное заявление, в котором обратили внимание, что и второй этап предложенной реформы не сделает голос развивающихся стран громче. «Мы и несколько других развивающихся рынков и стран, представляющих существенную долю мировой экономики и населения, возражаем против (внесенной Родриго де Рато. -- Ред.) резолюции», -- говорится в заявлении четверки.
Для такой настойчивости есть все основания. Дело в том, что реалистичность второго этапа предложенной реформы выглядит очень сомнительно. Сейчас, когда капитал Фонда увеличивается лишь на 1,8%, доли акционеров «размываются» действительно на незаметные величины. Однако пересмотр формулы неизбежно приведет к тому, что страны Азии и других развивающихся рынков серьезно потеснят европейцев. А их нынешний вес в Фонде позволит без проблем заблокировать такое решение.
Остановить процесс, как того хочет четверка оппозиционеров, уже не удастся. Вчера был сделан первый шаг к осуществлению реформы -- ее поддержал Международный валютно-финансовый комитет (МВФК), который объединяет 24 управляющих в Фонде. В этот комитет входят, в частности, министры финансов Индии, Бразилии и Аргентины. Председатель МВФК, британский министр Гордон Браун подчеркнул вчера, что решение комитета единогласное. А Родриго де Рато, которого попросили прокомментировать демарш четверки, сделал вид, что оппозиционеры на самом деле его поддерживают, хотя и беспокоятся о том, как пойдет дискуссия (т.е. обсуждение новой формулы) дальше. А дальше, заверил он, все мнения обязательно будут рассмотрены, и он попытается привести акционеров к консенсусу. В свою очередь г-н Браун, который за много лет председательства в МВФК овладел технологиями достижения консенсуса, без тени сомнений сообщил журналистам: «Это будет самая большая реформа управления Международным валютным фондом за 60 лет его существования».
Разумеется, журналисты спросили британца о том, как же европейские страны добровольно пойдут на сокращение своего участия в Фонде в пользу развивающихся экономик. Гордон Браун (который, очевидно, покинет через год свою должность в английском правительстве) пообещал в ответ, что все такие страны будут действовать из лучших побуждений -- ради того, чтобы сделать МВФ более современным, они готовы к изменению его структуры в соответствии с меняющимися реалиями в мировой экономике.
На фоне этих страстей сегодняшние проблемы мировой экономики -- необходимость адаптации к высоким ценам на нефть, регулирование валютных курсов -- отошли на второй план. Финансисты «семерки» в этой ситуации даже «изобрели» для себя новую задачу -- в субботу они приняли решение разработать меры против финансирования производства оружия массового поражения. Что же касается еще одной горячей темы -- тупика в переговорах внутри Всемирной торговой организации, то и «семерка», и МВФК призвали активизировать эти переговоры. Здесь многое зависит от позиции США, которые не намерены отказываться от субсидий фермерам. Новый министр финансов США Генри Полсон заявил в Сингапуре, что протекционизм в глобальном масштабе представляет серьезную угрозу для экономического роста, а потому переговоры необходимо возобновлять, и Вашингтон даже готов пойти на уступки.
Андрей ДЕНИСОВ