|
|
N°168, 15 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Нет никакой кадыровщины"
Политическая дискуссия по Чечне едва не закончилась дракой
Вчерашний «круглый стол» под названием «Политический смысл «кадыровщины». Угроза распада Российской Федерации» едва не завершился противостоянием сторонников Рамзана Кадырова и московского ОМОНа. Мероприятие, организованное в Доме журналиста Институтом национальной стратегии политолога Станислава Белковского, вызвало неожиданно бурный интерес чеченской общественности, среди которой большинство оказалось категорически не согласно с самим термином -- «кадыровщина». Однако манера сторонников действующего премьер-министра Чечни Рамзана Кадырова не вписалась в рамки, привычные для Домжура.
В Каминном зале, где проходил «круглый стол», они сначала едва не устроили драку с одним из своих оппонентов, а затем фактически провели несанкционированный митинг во дворе здания. Пожилые сотрудницы Домжура, напуганные политической активностью молодых чеченцев, поспешили вызвать милиционеров из районного отдела, а те, приехав на место и увидев скопление людей с плакатами, вызвали подкрепление в виде двух автобусов с ОМОНом.
Заявленная тема предполагала, по всей видимости, критику политической системы, которую строит в Чечне ее нынешний премьер. Приглашенные политики -- депутаты Госдумы Виктор Илюхин и Дмитрий Рогозин -- попытались соответствовать жанру. Но представители чеченской общественности быстро убедили их в том, что критиковать Рамзана Кадырова -- значит пытаться разрушить общий дом, которым является Россия и для русских, и для чеченцев. Возражения г-на Рогозина прозвучали не очень внятно, а г-н Илюхин согласился, что Рамзан Кадыров выдающаяся личность и способен сделать много хорошего, но попросил его соплеменников несколько сдерживать широту его натуры.
При этом чеченская часть гостей на г-на Рогозина реагировала крайне негативно, припоминая, видимо, его резкие высказывания времен начала второй войны. Г-на Илюхина воспринимали гораздо спокойнее, тем более что он обвинил во всех ошибках и преступлениях федеральную власть, в особенности при Борисе Ельцине.
Чечню за столом представляли сенатор от республики Мусса Умаров, известный предприниматель и брат другого сенатора Хусейн Джабраилов и член президиума мусульманской общественной организации «Российское исламское наследие» Шамиль Бено. Через стол от них, рядом с Дмитрием Рогозиным, сидел член «Родины» и экс-мэр Грозного Бислан Гантамиров, который и оказался главным оппонентом сторонников Рамзана Кадырова. В зале, в холле и на улице толпились многочисленные молодые чеченцы, часть которых специально приехала из республики. Некоторые из этих неравнодушных зрителей были одеты в полувоенные куртки, которые так любят бойцы подконтрольных Кадырову отрядов.
Представители республики сразу же обиделись на слово «кадыровщина». «Нет никакой кадыровщины, а есть законный премьер-министр Рамзан Ахматович Кадыров», -- вежливо, но настойчиво подчеркнул сенатор Умаров. «Мы как эксперты и журналисты просто стремимся к кратким и точным формулировкам», -- пояснил ведущий Михаил Ремизов. Кратко и точно идеи сторонников Рамзана выразил Шамиль Бено: «Рамзан Кадыров -- адекватный и эффективный военно-политический менеджер, который знает традиции своего народа -- он сельский парень, и он в состоянии решать его проблемы».
Общий смысл выступлений сторонников сводился к тому, что Рамзан Кадыров начал восстанавливать республику: Грозный в строительных лесах, на его улицах до позднего вечера гуляют женщины с детьми. «Проведите сейчас социологический опрос в Чечне, и вы увидите, что большинство людей поддерживает Рамзана», -- сказал г-н Бено. По его мнению, угрозы территориальной целостности России в Чечне не существует: «Москва убедила чеченцев в том, что они граждане России. Тогда пусть будет готова к тому, что они будут отстаивать свои гражданские права».
Правда, г-н Бено добавил почему-то, что такая угроза может возникнуть на Северном Кавказе через пять-семь лет. При этом чеченский народ нуждается хотя бы в 20 годах для отдыха и восстановления сил. Но кризис в отношениях между Чечней и Россией в принципе далек от разрешения, и полноценным субъектом федерации республика станет лишь при условии, что Россия превратится в настоящую федерацию. Эксперты Института национальной стратегии возразили ему, что нынешняя, асимметричная модель федерации неустойчива, а из двух вариантов выравнивания системы -- по уровню Чечни или по уровню Рязанской области -- предпочтителен второй. «Мы за то, чтобы Россия стала унитарной страной с сильными автономиями», -- сказал Михаил Ремизов. «Я никогда не слышал о такой форме государственного устройства», -- тихо ответил г-н Бено.
Кульминации эмоциональный накал достиг после выступления Бислана Гантамирова. Экс-мэр Грозного, в дальнейшем министр печати в правительстве Ахмата Кадырова и его конкурент на выборах президента республики высказал несколько крамольных соображений. С его точки зрения, контртеррористическая операция в Чечне провалена, а война расползлась по всему Северному Кавказу, законный президент республики Алу Алханов находится в унизительном положении. «А власть в Чечне отдана группе лиц, которым в качестве приданого отдан весь чеченский народ», -- резюмировал он.
Сторонники г-на Кадырова попытались разубедить оппонента. «Бислан, ты мог два года назад представить себе спокойные похороны в Чечне? -- сказал один из них. -- А теперь легко себе это представить. И свадьбу, и день рождения». «Только очень много стало у нас похорон», -- мрачно ответил г-н Гантамиров. «Так это же из-за тебя!» -- крикнул ему кто-то из стоявшей в зале молодежи, вспомнив об участии г-на Гантамирова в первых митингах против Джохара Дудаева, вызвавших внутричеченский конфликт и в дальнейшем первую войну с федералами. Экс-мэр Грозного встал и обернулся, чтобы ответить, и сразу же завязалась потасовка, которую удалось прекратить только помощникам г-на Кадырова.
Закончив силовые упражнения, участники «круглого стола» решили почаще собираться вновь и приглашать на встречи самого Рамзана Кадырова. Однако спокойно покинуть здание удалось не всем. У выхода был развернут пикет с транспарантами: «Рогозин, тебе не удастся развязать третью чеченскую войну», «Рамзан -- гарант России» и «Рамзан -- реальная власть». Пикетчики скандировали речовку: «Рогозин -- враг народа». Стало очевидно, что уйти с «круглого стола» через парадные двери у Рогозина и Гантамирова не получится. Но когда приехали автобусы с ОМОНом, собравшиеся решили не сопоставлять прочность «кадыровщины» и «лужковщины».
Иван СУХОВ