Время новостей
     N°168, 15 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.09.2006
Тайны следствия
Прокуратура «не успела» проверить Копцева на причастность к другим преступлениям
Сегодня Мосгорсуд, как ожидается, вынесет приговор москвичу Александру Копцеву, утроившему резню в синагоге на Большой Бронной улице 11 января и обвиняемому в покушении на убийство и разжигании национальной и религиозной розни. Причем это будет уже второй приговор после отмены предыдущего Верховным судом. Но, как удалось выяснить «Времени новостей», следствие настолько торопилось передать это дело в суд, что не проверило антисемита на причастность к совершению других преступлений. Между тем некоторые основания полагать о наличии темных пятен в биографии Копцева у правоохранительных органов были. Речь идет об убийстве 17-летнего азербайджанского студента, совершенном в ноябре прошлого года.

Как стало известно «Времени новостей», преступление было совершено вечером 13 ноября 2005 года. Студент 2-го курса Академии правосудия Эммин Гаджиев (азербайджанец по национальности) вместе с друзьями -- Артаком и Анной -- шел от метро «Красногвардейская» в сторону своего дома в Задонском проезде. Когда они выходили из арки дома №51 по Ореховому бульвару, к Гаджиеву сзади подбежал неизвестный молодой человек. Из показаний свидетелей следует, что незнакомец, обхватив его одной рукой за шею, другой пять раз ударил его в шею и спину, после убежал в сторону дома №14 по Кустанайской улице. Нападение произошло столь неожиданно, что знакомые Гаджиева даже не смогли понять, в чем дело. Молодой человек от полученных ранений скончался на месте.

В ходе следствия, которым занялась прокуратура Южного округа, было установлено, что убийца шел за Эммином и его друзьями от метро. «Молодые люди, насколько это было возможно, описали внешность и одежду преступника. На камерах видеонаблюдения, установленных у станции метро «Красногвардейская», видно убийцу. Проходя мимо камер, он пытался прикрыться курткой. Тем не менее была видна часть его лица, прическа, походка, -- рассказал источник в прокуратуре. -- Кроме того, нам удалось найти женщину, которая видела убийство и опознала подозреваемого, но затем от показаний отказалась, сославшись на то, что боится за жизнь своих детей». Эту информацию подтвердил нам и отец убитого, Юсиф Гаджиев. По его словам, после нападения на его сына женщина, чья дочка училась в параллельном классе с Александром Копцевым, опознала его в убийце азербайджанца. «Эта женщина позвонила нашей знакомой и все рассказала. Но потом отказалась от своих слов, хотя я просил ее рассказать обо всем следователям. Она боится», -- сказал г-н Гаджиев.

В ходе расследования были отработаны десятки версий произошедшего, но ни одна из них не подтвердилась. «В конце концов мы пришли к выводу, что убийство произошло в ходе внезапно возникшей неприязни», -- сообщил газете источник в следствии.

Как выяснилось, у тех следователей, что вели дело о нападении в синагоге, просто не было времени, чтобы проверить Копцева на причастность к другим преступлениям. После резни, которую он устроил в синагоге в январе, Генпрокуратура потребовала от столичной прокуратуры расследовать дело в течение месяца и срочно передавать в суд. «Следственная группа работала на износ днями и ночами, чтобы сдать дело в отведенные сроки. Вы представляете, что значит провести расследование с таким количеством потерпевших, сделать все необходимые экспертизы в такие сжатые сроки? Если бы этот случай был рядовым, на его расследование ушло бы не меньше полугода. Естественно, что, находясь в столь тесных рамках, не проводились полноценные проверки связей обвиняемого, не проверялась его причастность к аналогичным преступлениям. Если бы выяснилось, что задержанный может быть виновен еще в чем-нибудь, мы бы просто не сдали дело вовремя», -- рассказал «Времени новостей» источник в прокуратуре города.

А от сообщения своих коллег о том, что Копцев мог иметь отношение и к другому убийству, в прокуратуре города, похоже, и вовсе отмахнулись. «Преступления, совершенные без мотива, очень трудно раскрывать. У следствия была версия, что убийство мог совершить кто-то из местных жителей -- убийца хорошо знал местность. Когда Копцева показали по телевизору, слишком многое стало сходиться -- описания свидетелей, внешность на видеозаписи, одежда, похожие удары в шею и, как результат, одинаковые повреждения. Среди своих знакомых Копцев не раз говорил, что не любит кавказцев. Кроме того, он проживает в двух минутах ходьбы от места убийства -- на Кустанайской, 14. Прокуратура города была поставлена в известность об этом деле, но там сказали «не суйтесь». По делу Гаджиева не дали провести сравнительные экспертизы, которые бы показали, одним или разными ножами были нанесены ранения в синагоге и на Кустанайской, а также отказали в допросе антисемита», -- рассказал источник в правоохранительных органах. «При этом следствие не утверждает, что Копцев убийца. Но в любом случае собранные факты требуют проверки, чтобы доказать его причастность к преступлению либо ее опровергнуть. А для этого нам необходимо с ним встретиться. Мы даже не можем называть Копцева подозреваемым в убийстве азербайджанца, так как по закону статус подозреваемого присваивается в том случае, если человек допрошен либо задержан по делу. В данном случае этого не было, -- сообщил другой источник "Времени новостей" в прокуратуре. -- Руководство прокуратур решило не затягивать следствие, иначе могли полететь звездочки, звания».

В итоге расследование дела об убийстве азербайджанского студента было приостановлено. Родители убитого Эммина возмущены поведением, а точнее, бездействием правоохранительных органов: «Сколько мы писем и жалоб писали во всевозможные инстанции -- все бесполезно. Я обращался за помощью в Генпрокуратуру. Там полковник юстиции мне в лицо сказал: «А что вы хотите, здесь же вас не любят». В прокуратуре округа мне объяснили, что поступила команда сверху -- не заниматься расследованием. Почему же, когда все столь очевидно, они не хотят раскрыть это дело? У них есть все -- показания свидетелей, видеозапись. Нас просто оставили одних со своим горем», -- возмущается отец убитого.

Адвокат Владимир Кирсанов, защищавший Александра Копцева во время первого процесса, сообщил «Времени новостей», что он в курсе дела об убийстве азербайджанца: «Все подозрения в отношении Копцева ложны. Прокуратура и милиция подумали, на кого бы повесить нераскрытое убийство, и решили, что убийцей должен стать Саша Копцев. Приехали к нему домой, изъяли куртку, которая абсолютно непохожа на ту, в которую одет убийца, изображенный на пленках».

Адвокат Вадим Клювгант, представляющий интересы потерпевших по делу о резне в синагоге, сказал, что также слышал про это дело. «Однако я не думаю, что прокуратура не дала заниматься этим делом в угоду расследованию нападения на синагогу. Говорить о чем-то конкретно не могу, а слухи не комментирую», -- отметил он.

Роза Сарибжанова, нынешний адвокат Копцева, в свою очередь заявила: «Я про такое уголовное дело не слышала. Думаю, это абсолютно неверно. Он человек другого склада характера. Он хотел расправиться исключительно с евреями в синагоге. Хотела бы еще раз подчеркнуть, Копцев абсолютно некриминальный контингент, и в этом весь трагизм его положения. То, что произошло в синагоге, результат срыва его болезненного состояния».

Борис КОРАБЛЕВ
//  читайте тему  //  Ксенофобия и неофашизм в России