|
|
N°169, 18 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пиар беспредела и беспредел пиара
Тон комментариев некоторых российских чиновников и некоторых иностранных инвесторов по поводу чудовищного убийства первого заместителя председателя Банка России Андрея Козлова (светлая ему память) удивительно совпал. И те и другие заговорили о возвращении беспредела 90-х. Что касается зарубежных инвесторов, не отказавшихся иметь дело с Россией после известных обстоятельств разгрома ЮКОСа, то прибыль им судья. Как говорят по этому поводу наши соседи украинцы, «бачили очи що куповали». Но вот когда нечто насчет возвращения беспредела 90-х произносят представители российской власти, в частности сенаторы, выглядит это по меньшей мере странно.
Даже если искренне считать ельцинскую эпоху «беспределом девяностых годов», а путинскую -- «стабилизацией нулевых», есть факты, такие оценки опровергающие. При Ельцине террористы захватывали городскую больницу Буденновска, а при Путине -- переполненный концертный зал в Москве и школу в Беслане. При Ельцине убивали «по бизнесу» руководителей крупных предприятий, но не убивали губернаторов (при Путине в центре Нового Арбата застрелили магаданского губернатора Цветкова). А чиновников рангом пониже -- вице-мэров, глав администраций и т.п. -- меньше убивать в последние пять лет не стали. Так что по этой логике никакого возвращения беспредела 90-х в убийстве Андрея Козлова нет. Это либо тот же самый беспредел, либо какой-то новый, порожденный нынешней властью. Хотя бы потому, что непосредственно в чиновников ЦБ такого калибра в России не стреляли еще никогда.
Но в данном случае дело не в том, какими словами характеризовать вопиющее, из ряда вон выходящее или, как нас приучили говорить правоохранительные органы, резонансное преступление. Дело в тех, кто характеризует. Вот, например, незадолго до своего перемещения в министры юстиции генпрокурор Устинов публично заявлял о том, что коррупция пронизывает органы государственной власти сверху донизу. Человек, все годы правления нынешней власти возглавлявший то самое ведомство, которое отвечает за борьбу с коррупцией, вдруг клеймит как бы самого себя и ту власть, частью которой является. Но не переходит в оппозицию, а пересаживается в министерское кресло.
Так же нелепо из уст других представителей российской власти звучат заявления о возвращении беспредела 90-х после убийства Андрея Козлова. То есть пока не было этого убийства, у нас вроде как наблюдались расцвет стабильности, бурный рост и уверенное движение по пути «суверенной демократии». А как только -- причем мы ведь даже еще не знаем почему, может быть, просто по ошибке -- убивают столь значимую фигуру, откуда-то из неведомых миров, из безвоздушного пространства возвращается беспредел.
Но если вы -- власть, значит, вы и отвечаете за то, чтобы беспредел не возвращался. В противном случае разговоры о стабилизации и правильности курса, ради которых даже нельзя дать президенту Путину реализовать многократно озвученное им желание не ходить на неконституционный третий срок, являются банальной ложью. Но тогда не надо вести велеречивые беседы о преемственности курса, тогда его как раз надо решительно менять -- раз уж беспредел возвращается.
Привычка делать вид, пиариться, выдавать желаемое за действительное так глубоко укоренилась в российском правящем классе, что когда происходят события, заставляющие чисто эмоционально называть вещи своими именами, всякая логика окончательно покидает лояльную власти элиту и представителей самой власти. Уверяю вас, мы еще увидим, как на основании той же самой опасности возвращения беспредела представители власти будут бить себя в грудь и требовать третьего путинского срока, делая вид, что эта опасность никак не связана с первым и вторым сроком.
Шесть лет назад власть заговорила о намерении добиться равноудаленности с бизнесом. В итоге власть и бизнес срослись до такой степени, что сегодня практически неотделимы друг от друга. А это автоматически означает, что любое убийство за бизнес есть убийство за власть, и наоборот. Криминальные банки появились в России не в полдевятого вечера 13 сентября 2006 года, когда неизвестные неизвестно зачем убили Андрея Козлова. И беспредел ниоткуда не возвратился...
Семен Новопрудский