Время новостей
     N°168, 15 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.09.2006
Сплавы и политика
Владимир Лисин и Алексей Мордашов объявили свои условия консолидации
Российские металлургические магнаты подтвердили сказанные неделю назад главой компании «Миллхаус» Евгением Швидлером слова о том, что все российские сталелитейные компании в той или иной мере готовы к консолидации (см. «Время новостей» от 8 сентября). Вчера в своих выступлениях на конференции UBS в Москве актуальность этой идеи подтвердили и глава «Северстали» Алексей Мордашов, и хозяин НЛМК Владимир Лисин. Впрочем, видение возможной реализации такой идеи у них несколько различается.

Г-н Мордашов заявил, что «Северсталь» по-прежнему, несмотря на неудачную попытку объединения с люксембургской Arcelor, нацелена на консолидацию: «Нам нужна консолидация, это здоровый и полезный для отрасли процесс», -- цитирует его РИА Новости. «Мы планируем осуществить в будущем слияние с большим крупным партнером, но осуществим такое слияние, только если оно будет создавать стоимость для акционеров, -- сказал он. -- Это должна быть реальная сделка, и, конечно, мне бы хотелось сохранить контроль, но это не абсолютно важно для меня». При этом г-н Мордашов подчеркнул, что не имеет ничего против размывания своей доли в компании, если в результате стоимость компании для акционеров (т.е. для него самого) увеличится.

Как пообещал г-н Мордашов, «Северсталь» продолжит предпринимать усилия по консолидации отрасли, не обращая внимания на существующее мнение, что подобная консолидация окажет негативное влияние на индустрию. Он обозначил несколько приоритетов, которые должны способствовать консолидации отрасли, в частности повышение эффективности операционной деятельности, капитальных вложений, усиление вертикальной интеграции, переход к производству «нишевых товаров». По его словам, входя в процесс консолидации, компания рассчитывает занять не ниже чем 3--5-е место в отрасли (сейчас компания занимает 13-е место в мире), имея при этом «самые высокие показатели как по марже, так и по объемам производства». Вместе с тем г-н Мордашов не назвал ни одной компании, с которой «Северсталь» вела бы переговоры о возможном слиянии.

В свою очередь Владимир Лисин утверждает, что «консолидация ради увеличения объемов производства стали без синергетического эффекта нецелесообразна», цитирует его агентство AK&M. Он говорит, что по его опыту и ощущениям процесс консолидации «сдвинулся». Но он выступает за сбалансированный рост и не исключает возможности консолидации своих активов с другими компаниями, однако лишь в случае заметного экономического эффекта.

Напомним, что в беседе с журналистами неделю назад г-н Швидлер говорил о том, что «Евраз» (в котором «Миллхаус» купил недавно 41,3% акций) также готов к дальнейшей консолидации, при этом подчеркивая, что размер пакета в этом случае для акционера гораздо менее важен, чем его стоимость. Г-н Швидлер также дал понять, что «Миллхаус» заинтересован в консолидации российской металлургической отрасли для укрепления позиций российских компаний на международных рынках.

Но, говоря о возможной консолидации, металлурги убеждены, что этот процесс должен быть выгоден для каждого участника. Вчерашние заявления гг. Мордашова и Лисина указывают на то, что приоритетными ориентирами для консолидации оказываются синергия и освоение определенных ниш на рынке. В общем-то по такому принципу уже давно консолидируется мировая металлургия. Так, создавая свою империю, «металлургический раджа» Лакшми Миттал руководствовался прежде всего «синергетическим эффектом» сделок. Он наращивал свою корпорацию Mittal Steel, присоединяя к своим -- сначала не очень большим -- активам в Индии, доставшимся ему по наследству, те активы, которые не только были ценны сами по себе, но и повышали эффективность тех предприятий, которыми он уже владел. Эта нацеленность на популярную нынче у корпораций «синергию» позволила ему всего за несколько лет выстроить крупнейшую по объемам производства металлургическую корпорацию.

А люксембургская Arcelor является крупнейшим поставщиком продукции для автомобильного бизнеса -- более половины всего объема производства компании составляет прокат из углеродистой стали, используемый автопромом. Фактически все мировые автоконцерны являются потребителями продукции Arcelor. Занять «нишу» на мировом рынке в условиях жесткой конкуренции российским компаниям в случае объединения будет, пожалуй, сложновато, поскольку рынок фактически поделен между давними его участниками. А вот получить синергию от объединения возможно. Если только процесс не будет полностью подчинен политической логике создания под благосклонным взором властей корпорации «Единая металлургия». Ведь в заявлениях г-на Швидлера многие увидели демонстрацию того, что «Миллхаус» получил своего рода «мандат» на такую сделку.

Анна ЛАНДЕР