|
|
N°203, 02 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По следам Стравинского
В Кремле выступила группа Yes с симфоническим оркестром
Надо сразу сказать, что для Yes выступления из серии «рок-группа плюс симфонический оркестр» -- не только дань моде. Для английских классиков, из числа создателей арт-рока, это куда как органично. Поскольку арт-рок скорее всего вообще не рок, несмотря на название. В арт-роке очень мало именно рок-н-ролльных компонентов, да и воспринимается эта музыка совсем иначе. Наличие в ней сложных несимметричных размеров, отсутствие простых блюзовых гармоний, четких гитарных риффов и «качающего» ритма -- достаточное основание для таких заявлений. Но как бы там что ни называлось, «золотой запас» арт-рока семидесятых чуть ли не единственная удачная попытка соединить классику с актуальным жанром. Yes не раздражают никого: при всей сложности их музыки («хорошо продуманная какофония») она парадоксальным образом может быть понятна даже человеку, далекому не то что от арт-рока, а от музыки вообще, настолько внятен «внешний облик» их музыки, настолько доходчив их «месседж» и романтическое настроение. Есть, наверное, только одна подобная «внятная» группа -- Pink Floyd (правда, их не считают чистым арт-роком), чья «Темная сторона Луны» воспринимается разными слушателями по-разному, но без отторжения. Не случайно эта пластинка никогда не выходит из чартов Billboard. Пластинки Yes тоже всегда хорошо продавались, независимо от состава исполнителей. А исполнителей через группу прошел чуть ли не десяток, и всех их разом можно услышать на альбоме Union («Объединение»). Есть у Yes нехарактерная для арт-роковой группы песня-хит Owner Of A Lonely Heart, прогремевшая в начале 90-х. По свидетельству участников группы, после этой песни на концерт к ним стали ходить чуть ли не дети, которые под их эстетскую музыку танцевали. Этот шлягер в стиле, скажем, арт-диско был сыгран на московском концерте на бис, а началось выступление с совсем старых песен.
К семи вечера, когда должен был начаться концерт, зал еще был заполнен на треть, так что выступление пришлось начать только три четверти часа спустя. На сцену поднялись музыканты небольшого по составу Европейского Фестивального оркестра, которые минут десять играли некую увертюру. Затем вышли четверо участников группы с самым однозначным названием в мире -- да, господа, это были Yes. Концерт открылся классическими композициями группы -- Close To The Edge, Long Distance Runaround, Starship Trooper и другими -- и вообще на три четверти состоял из композиций 70-х годов. Хотя гастроли Yes посвящены выходу нового «симфонического» альбома Magnification, а турне называется Yessymphonic.
Также декларировалось, что оркестр будет замещать клавишные инструменты и что ради симфонического проекта Yes удалили из своего состава нашего бывшего соотечественника клавишника Игоря Хорошева, записавшего с ними предпоследний альбом. Тем не менее сессионный клавишник на сцене был, а один раз на клавишах зачем-то сыграл даже барабанщик Алан Уайт.
Никаких особенных сюрпризов прошедший концерт не принес. Джон Андерсон также прекрасно поет своим неподражаемым высоким «андрогинным» голосом. Стив Хау легко управляется с акустической и электрической гитарой сольно и с ансамблем. Бас-гитара «Рикенбакер» Криса Сквайера буравит воздух, как самолет. Оркестр играет что-то чувственное и не очень слышимое, а зрители сидят разинув рот от восторга. Группа и оркестр играли около трех часов, перемежая исполнение пьес речами Андерсона в стиле spoken-word-show вроде следующего пассажа: «Мы всегда мечтали побывать в России, в такой стране... Ведь на этой самой сцене, наверное, стоял Стравинский!» К слову, Государственный Кремлевский дворец построен в 1961 году, Игорь Стравинский покинул нашу страну в 1910, приехав на родину только один раз, в 1962 году. Так что может быть, Игорь Федорович и стоял на этой сцене. Но дирижировал он явно не группой Yes, к сожалению.
Александр БЕЛЯЕВ