|
|
N°203, 02 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЛУКОЙЛу понравились турецкие скидки
Крупнейшая нефтяная компания России прогнозирует коллапс экономики страны
ЛУКОЙЛ позитивно оценил новую программу строительства нефтепровода из Азербайджана в Турцию по маршруту Баку--Джейхан, которую месяц назад представила англо-американская нефтяная компания ВР. До сих пор российское правительство негативно относилось к этому турецкому проекту, предлагая свою территорию для новых нефтепроводов. «Россия должна изменить свою позицию», -- заявил вчера на пресс-конференции Леонид Федун, вице-президент ЛУКОЙЛа.
ЛУКОЙЛ владеет 10% в Азербайджанском международном нефтяном консорциуме (AIOC), почти все акционеры которого согласились финансировать работы по проектированию нового нефтепровода. ВР предложила ЛУКОЙЛу поучаствовать в этой начальной стадии проекта, утверждая, что никаких окончательных обязательств российская компания тем самым на себя не возьмет. Но ЛУКОЙЛ отказался.
«Финансировать проектные работы -- все равно что стать акционером консорциума. Пока российское правительство не санкционирует наше участие, мы туда деньги вкладывать не будем», -- заявил г-н Федун, подчеркнув, что согласие может быть дано в любой форме.
Новая программа ВР, по словам Федуна, отличается от прежней тем, что нефтяным коммерсантам удалось получить от турецкого правительства огромные скидки по всем видам платежей. «Теперь это проект с рентабельностью 24%», -- сказал г-н Федун.
ЛУКОЙЛ считает, что Россия должна соединить свои нефтепроводы с будущим нефтепроводом Баку--Джейхан. «Это позволит направить в Средиземное море огромные потоки каспийской нефти, иначе нашу экономику ждет коллапс», -- сказал вице-президент ЛУКОЙЛа.
По оценкам компании, каспийская нефть вытеснит российскую с традиционных рынков, так как ее качество выше. «Сейчас российская нефть торгуется со скидкой 1--1,5 доллара к котировкам Brent, а будет скидка 2, 3, 4 доллара, а может, и больше. Это угроза всем российским нефтяникам, а значит, всей экономике страны», -- сказал г-н Федун.
ЛУКОЙЛ предлагает два решения проблемы. Во-первых, надо направить каспийскую нефть подальше, например в Средиземноморье, где расположен турецкий порт Джейхан. «Если каспийская нефть появится в Черном море, то по украинскому нефтепроводу Одесса--Броды она попадет в Чехию, Венгрию, Словакию, Югославию, так что России будет некуда продавать свою нефть», -- сказал Федун.
Другим решением может стать строительство установок по очистке российской нефти от серы. Ее высокое содержание является одним из главных недостатков нашей нефти по сравнению с казахской или азербайджанской. «Транснефть» должна построить такие установки, и может быть, даже за счет специального тарифа за прокачку нефти», -- сказал вице-президент ЛУКОЙЛа, подчеркнув, что это «его личное мнение».
Мрачные прогнозы не помешали ЛУКОЙЛу пообещать резкое увеличение прибылей в 2005 году. Компания обнародовала свои финансовые результаты за первое полугодие 2001 года в стандартах US GAAP, из которых следует, что чистая прибыль крупнейшей нефтяной компании невелика. По крайней мере меньше, чем у ЮКОСа, который добывает и перерабатывает меньше нефти, чем ЛУКОЙЛ.
«Мы сейчас активно вкладываемся в новые проекты, поэтому прибыль меньше, а через несколько лет перспективные проекты начнут приносить прибыль, и конкуренты останутся позади», -- пообещал г-н Федун. «Надеемся, что прогноз сбудется», -- сказал аналитик «Тройки Диалог» Иван Мазалов.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ