Время новостей
     N°168, 15 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.09.2006
Не «новая», но «особая»
В Москве проходит месячник современной драматургии
Только закончился фестиваль «Любимовка» -- через день начинается «Новая драма». Эти два фестиваля между собой родственники, если один условно можно определить как детский сад, то второй -- школа. Первый предполагает свободу, любовь, одобрение и отсутствие соревнования. Второй -- оценки, дисциплину, ответственность, и постоянные замечания взрослых.

«Любимовку» в этом году провели в «Театре.Doc». Показы пьес проходили в обстановке ажиотажа, чему способствовали размеры камерного подвала в Трехпрудном. На «Любимовке» показывают не спектакли, а читки (это когда актеры текст читают по листочкам, сидят на одном месте, а режиссер только разбирает с ними текст, не предлагая никакого внешнего решения), пьесы могут быть и большие, и маленькие, совсем новых авторов или уже известных и даже модных.

Когда «Любимовка» еще только начиналась, читки проходили для «своих», руководителей семинара и его участников. Теперь читку уже можно считать специальным жанром спектакля, есть признанные мастера постановки читок (Елена Невежина, Александр Вартанов, Руслан Маликов, Михаил Угаров и др.), не просто представляющие пьесу, но виртуозно ее интерпретирующие и додумывающие -- на скорую руку. И надо признаться, читку часто смотреть интереснее, чем полноценный спектакль, в ее незавершенности, спонтанности и одноразовости есть что-то особо привлекательное.

Сейчас, когда «Любимовке» уже больше десяти лет, она совсем не похожа на саму себя 90-х годов. Первыми ее мэтрами были драматурги Михаил Рощин, Владимир Гуркин, Алексей Казанцев, Виктор Славкин. Каждый имел длинный список поставленных по всему Советскому Союзу пьес и имидж либеральных и продвинутых, но не запрещенных авторов, к их произведениям советские театры, коим ставить современные пьесы вменено было в обязанность, относились с большим уважением. Молодые участники фестиваля тоже начинали в советском театре, но были для него слишком зелены. Хотя постановку пьесы Ольги Михайловой «Праздничный день», осуществленную в Ленкоме молодым режиссером Владимиром Мирзоевым, можно было принять за зарю новой эры, восхода не состоялось. Пьесы Михаила Угарова, Елены Греминой, Марии Арбатовой, Олега Юрьева, Ксении Драгунской и др. не остались не оцененными, но так и не стали мейнстримом современного им театра, не нашли «своих» режиссеров, а их театральные сверстники Владимир Мирзоев, Роман Козак, Вячеслав Долгачев, Михаил Мокеев предпочли им классические тексты. И это до сих пор воспринимается как травма.

Удачливее оказалось «поколение внуков» -- начинавшие на «Любимовке» уже под руководством Угарова, Греминой, Михайловой братья Пресняковы, Максим Курочкин, Иван Вырыпаев, братья Дурненковы сегодня не только могут похвастаться удачными постановками своих пьес, но и являются признанным уже «новым поколением», «новой волной», их существование замечено, поддержано и становится модным брендом. У них есть «свои» режиссеры, «свой» фестиваль, свои поклонники и противники, свои меценаты. И соблазн глянца, готового принять и оправить их резкости и трещинки своими бархатными ручками, им уже вполне по-взрослому угрожает.

Начинающие драматурги, которые присылают свои пьесы на конкурс «Любимовки», чувствуют, что для них важно не столько попасть на сцену сегодняшнего театра, сколько прийтись ко двору «круга единомышленников», что само по себе практически будет значить для них востребованность и самореализацию.

Те пьесы, что я прочитала из отобранных на «Любимовку», вряд ли могут быть поставлены где-то, кроме «Театра.Doc» -- и не столько из-за ненормативной лексики, но и потому, что в них изначально заложено существование в уже готовом пространстве с не всегда формулируемой, но сложившейся системой ценностей. Здесь на ура примут диалог двух хануриков, где нет ни одного законченного предложения и ни одной реплики без пресловутых матюков, но все невероятно выразительно и понятно ("Трусы" Павла Пряжко, Минск), порадуются энергичным выражениям и жестко закрученному протесту в пьесах Юрия Клавдиева, оценят ироничные фантазии Максима Курочкина, одобрят макабрические опыты автора «Славы нищих», скрывшегося под псевдонимом Егор Борисов... Старые знакомые не будут забыты, а новые найдут поддержку.

Нынешнюю «Любимовку» делает новая команда. Артдиректор Елена Ковальская с помощью Кристины Матвиенко составили разнообразную программу, в которую вошли пьесы, разные по качеству и по форме, но в общем соответствующие заданному формату. Главное, что этот формат сложился и уже сам диктует свои условия.

Начавшийся сегодня фестиваль «Новая драма», возникший по инициативе тех же Михаила Угарова, Елены Греминой и тогдашнего директора «Золотой маски» Эдуарда Боякова, поддержанный МХАТ имени Чехова ассоциацией «Золотая маска», и Британским советом, принял эстафету «Любимовки». Бюджет и возможности его несравненно значительнее. Это смотр спектаклей, поставленных в профессиональных театрах, российских и зарубежных, и круг авторов здесь куда шире. Однако начинается он именно с тех проектов, которые состоялись на «Любимовке», им отдано два дня в специальной программе, которая потом продолжится встречами с теми, кто сегодня является «лицом» «Новой драмы»: Иваном Вырыпаевым, Михаилом и Вячеславом Дурненковыми, Владимиром Панковым, Михаилом Угаровым, Эдуардом Бояковым, Мариной Давыдовой, Ярославом Могучим...

В этом году на «Новой драме» московские спектакли недавно открытого театра «Практика», «Театра.Doc», Центра драматургии и режиссуры под рук. А. Казанцева и М. Рощина; театр из польского Вроцлава привезет два спектакля по пьесам «Сны» Вырыпаева и «Большая жрачка» Вартанова, а театр из Сыктывкара сыграет знаменитую пьесу Сары Кейн «4.48 Психоз». Ожидаются и две премьеры: постоянный соратник фестиваля Михаил Бычков поставил в Театре Вахтангова пьесу британца Мартина Макдонаха «Королева красоты» с Юлией Рутберг, а Иван Вырыпаев, интерес к которому сильно возрос в связи с участием его «Эйфории» в конкурсе Венецианского фестиваля, покажет совершенно новую пьесу «Июль» с Полиной Агуреевой в главной роли.

Пространство «Новой драмы», безусловно, расширяется. Хотя и претензий к ее героям и их спектаклям всегда достаточно. На этом весьма конфликтном поле порой разгораются нешуточные страсти, адепты «Новой драмы» с сектантской энергией готовы ниспровергать остальной театральный мир, по их мнению, утонувший в рутине и переставший соответствовать реальности. Для большей части публики спектакли новой драмы слишком резки, грубы и зачастую кажутся слишком поверхностными.

Парадокс в том, что ныне, и «Любимовка» это доказывает весьма отчетливо, слово «новый» -- это лишь часть бренда и вовсе не означает «пришедший на смену». Сегодняшняя культура готова потесниться и освободить часть пространства под лихие и яркие опыты молодых творцов, и чем радикальнее и жестче они будут, тем легче найдут себе поклонников.

Критики сетуют на отсутствие новых героев, новых конфликтов, которых якобы не приносит новая драматургия. Это не правда, просто область конфликта перенесена изнутри вовне, конфликт возникает в зрительном зале, во время приятия или неприятия тех слов, ситуаций и тем, которые и образуют это особое пространство. Оно, это пространство, уже создано, оно есть, и если сейчас и существуют нерешенные проблемы, то связаны они с тем, как его представлять, продвигать и эксплуатировать. Но рождение явления уже состоялось, более того, оно давно имеет свой статус, прописку и приверженцев.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Театр