|
|
N°167, 14 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы прощаем и просим о прощении»
Отношения Германии и Польши переживают кризис, вплоть до разговоров о "холодной войне". Одним из поводов для раздора стал общегерманский съезд "Союза изгнанных" в Берлине, который посетил президент ФРГ Хорст Келер. Он впервые стал официальным гостем этого мероприятия, попытавшись успокоить страсти. Келер высказался против возможных претензий на возмещение ущерба со стороны людей, изгнанных с бывших восточных территорий Третьего рейха, возложив ответственность за их мучения на преступный режим национал-социализма.
Тем не менее съезд «Союза изгнанных» вызвал негативную реакцию Варшавы. «Это одно из настораживающих событий, происходящих в последнее время в Германии», -- заявил премьер Польши Ярослав Качиньский. В ответ канцлер ФРГ Ангела Меркель предложила г-ну Качиньскому совершить первую официальную поездку в Германию 30 сентября.
В чем же причины раздора между Германией и Польшей? Свою интерпретацию «Времени новостей» изложила член фракции ХДС/ХСС в бундестаге и президент «Союза изгнанных» Эрика ШТАЙНБАХ. Должностные лица Польши считают ее идеологическим врагом.
-- Германо-польское взаимопонимание на уровне общения между людьми и регионами продвинулось дальше, чем того хотелось бы иным политикам. У меня впечатление, что дебаты подогреваются заинтересованной польской стороной, чтобы забыть об оценках совместного исторического прошлого. Об этом свидетельствует реакция на выставку «Навязанные пути» (открылась в начале августа в Берлине. -- Ред.). Представители польского государства ополчились на нее, устроили травлю частных лиц и организаций Польши, предоставивших для нее экспонаты. Надеюсь, что эти эмоциональные дебаты прекратятся и можно будет вернуться к разумному диалогу.
-- «Союз изгнанных» и в Германии часто обвиняют в попытках ревизии истории. Не разумнее ли перестать вспоминать о чувствительной исторической проблеме изгнаний народов?
-- Это предложение соответствует позиции государств, с территории которых были изгнаны народы. Суть ее в следующем: депортация себя оправдывает, ведь никто об этом потом не вспомнит. Число жертв исходов и изгнаний в Европе ХХ века очень велико. Историки говорят о 80--100 млн человек, хотя никто не вел строгого учета. Эти люди должны были быть вычеркнуты из коллективной памяти.
Важно сделать зримыми причины и последствия изгнаний. Поэтому «Союз изгнанных» выступил с инициативой создания в Берлине «Центра против изгнаний». В нем должна быть собрана документация, призывающая к осуждению изгнаний как средства политики во всем мире.
-- Этот проект называют новым «клином», вбитым в процесс укрепления взаимопонимания народов. Варшава реагирует негативно, хотя открытие центра намечено лишь через несколько лет. Возникнут проблемы и с другими соседями Германии...
-- Созданием «Центра против изгнаний» мы хотим рассказать о судьбе 4 млн немецких жертв депортаций и на этом фоне показать изменения, происшедшие в Германии в связи с интеграцией миллионов соотечественников, оказавшихся без крова. Обе эти задачи относятся к сфере самопознания народа. Не вижу в этом ничего предосудительного, ведь это помогает смотреть в будущее.
-- Как складываются ваши отношения с Калининградской областью России? Ведь это тоже бывшая немецкая территория.
-- У изгнанных оттуда немцев благодаря многолетнему доверительному сотрудничеству сложились хорошие отношения с живущими там сейчас людьми. Хотя и здесь можно многое улучшить. Немцы поддерживают жителей области в социальной и гуманитарной сферах.
-- Есть ли у такого сотрудничества граница, за которой могут обнаружиться реваншистские тенденции? Не приведут ли инвестиции из ФРГ к непропорциональному росту немецкого влияния в культуре или политике?
-- Я была бы рада, если бы обе стороны отказались от предрассудков. Это сделало бы возможным увеличение немецких инвестиций, это привело бы к развитию всего региона.
-- Можете ли вы представить себе показ выставки «Навязанные пути» в России?
-- Эта выставка проработает в Берлине три месяца и закроется в конце октября. Все экспонаты возвратят владельцам. Россия -- многонациональное государство, где также необходимо дать справедливую оценку прошлому угнетенных народов и искать пути в лучшее будущее.
-- Какими вам представляются пути выхода из германо-польского противостояния?
-- Политические события в Польше на самом деле не очень радостные. Хотелось бы, чтобы то хорошее, что объединяет простых немцев и поляков, проникло бы и в высшие властные структуры Польши. Причина однозначно в Варшаве. Процитирую послание польских епископов 1965 года: «Мы прощаем и просим о прощении». Это необходимо было бы прочувствовать сердцем иному католически настроенному политику.
Беседовал Юрий ШПАКОВ, Берлин