|
|
N°166, 13 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ударная четырехлетка
«Газпром» потратит 20 млрд долларов на реконструкцию объектов добычи и транспортировки
Износ единой системы добычи и транспортировки газа, которой владеет «Газпром», как выяснилось вчера, оказался значительно выше, чем об этом говорилось до сих пор. В минувший понедельник правление «Газпрома» одобрило две комплексные программы реконструкции объектов добычи и газотранспортной системы, включая подземные хранилища, на 2007--2010 годы.
Общий объем инвестиций в поддержание и перевооружение добычной инфраструктуры определен в 106 млрд руб., сообщается в пресс-релизе «Газпрома», то есть около 1 млрд долл. ежегодно. Объем вложений в реконструкцию системы магистральных газопроводов компания официально не раскрывает. По информации «Времени новостей», речь идет примерно о 16 млрд долл., или 4 млрд долл. в год. Такие вложения должны позволить «Газпрому» замедлить падение добычи на действующих месторождениях и даже несколько расширить пропускную способность газотранспортной системы (ГТС). Эти усилия даются монополии все большей ценой. В 2005 году реконструкция объектов добычи обошлась «Газпрому» в 3,5 млрд руб., что почти в восемь раз дешевле, чем потребуется в каждом из ближайших четырех лет. Данные о динамике вложений в поддержание транспортных мощностей компания и вовсе держит в секрете. Однако если в 2004 году на ремонт было направлено около 700 млн долл., сейчас тратится не менее 1,5 млрд. Даже с учетом изменения покупательной способности рост весьма значителен и, судя по всему, он будет продолжаться.
Правление «Газпрома» решило использовать эти документы в качестве основы при формировании годовых и среднесрочных инвестиционных программ компании по реконструкции и техническому перевооружению объектов добычи газа, планов проектно-изыскательских работ, а также в части реконструкции и технического перевооружения объектов газотранспортной системы.
Добыча на основных месторождениях «Газпрома» продолжает падать примерно на 20--25 млрд кубометров в год. Вводя новые объекты, концерн едва компенсирует этот эффект. Однако уже в ближайшие пару лет монополист исчерпает средние месторождения-сателлиты, позволяющие поддержать уровень добычи. Крупные же проекты на острове Ямал пока не одобрены и вряд ли помогут нарастить добычу ранее 2012 года. Потому масштабные инвестиции во внедрение новых технологий, направленных на повышение отдачи угасающих газовых полей-гигантов, чуть ли не единственный путь.
Представитель «Газпрома» сообщил «Времени новостей», что столь резкий рост инвестиций в реконструкцию объектов добычи обусловлен планами компании по наращиванию объема газа. Хотя известно, что вложения в новые месторождения (Южно-Русское, Ен-Яхинское, Еты-Пуровское, Бованенковское и т.д.) идут в инвестиционной программе отдельной строкой. И потребуют инвестиций с другим порядком цифр.
То же самое касается и программы по перевооружению ГТС. Разработчики утверждают, что затраченные на нее средства позволят предотвратить снижение установленной мощности системы на 16 млрд кубометров в год и за счет ликвидации ряда узких мест увеличить пропускную способность системы на такой же объем. Кроме того, реконструированная система позволит экономить до 3,5 млрд кубометров газа в год из объема, который сжигается при транспортировке (всего около 70 млрд кубометров).
Алексей ГРИВАЧ