|
|
N°166, 13 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Найти Бен Ладена и обезвредить
Исламабад обратился к методам британских колонизаторов
Пятая годовщина терактов в США обернулась для пакистанских властей чередой скандалов. К дате готовились заранее: на дорогах появились военные патрули, на перекрестки крупных городов были выставлены усиленные пикеты полиции. Но опасения, что та или иная исламистская группировка захочет по-своему отметить день 11 сентября, к счастью, не оправдались -- на улицах все было спокойно. Зато бомбы скандальных сообщений рвались одна за другой. Так, в прессе появилась информация, что коммандос США перейдет афганско-пакистанскую границу, чтобы начать поиск Усамы Бен Ладена в приграничной зоне. Оппозиция отреагировала немедленно, потребовав объяснений по поводу "вопиющего нарушения суверенитета Пакистана". Правительство спешно выступило с опровержением: "Никаким иностранным войскам не будет позволено действовать в Пакистане".
Незадолго до этого американский телеканал Эй-би-си сообщил со ссылкой на официального представителя пакистанской армии Шауката Султана, что Исламабад якобы не намерен арестовывать террориста номер один, "если тот будет мирно жить" в «зоне племен» на границе с Афганистаном. Генерал Султан затем целый день уверял журналистов, что это сообщение было "сфабриковано телеканалом".
Самой скандальной оказалась информация о том, что пакистанские власти якобы подписали мирное соглашение с движением "Талибан", базирующимся в области Северный Вазиристан на границе с Афганистаном. "В Пакистане официально появилось гнездо терроризма", -- комментировала мировая пресса. Исламабаду опять пришлось оправдываться, власти объяснили, что мир подписан не с "Талибаном", а с местными пуштунскими вождями.
Все три скандала связаны с «зоной племен», расположенной на границе с Афганистаном. Небольшая территория, где проживают горские пуштунские племена, упоминается в сводках борьбы с мировым терроризмом ничуть не реже, чем Ирак или Афганистан. Кабул непрерывно заявляет, что там нашли убежище остатки талибов, угрожающие новому афганскому режиму, а на Западе многие полагают, что здесь может скрываться Усама и его помощники.
«Зона племен» (официальное название -- Территория племен федерального управления) старше, чем сам Пакистан. Она была создана еще британскими колонизаторами, пытавшимися усмирить непокорных горцев, беспокоивших англичан бандитскими вылазками. Серия карательных экспедиций в горы ничего не дала. И тогда в начале XX века вице-король Британской Индии лорд Керзон (тот самый, что потом станет главой британского МИДа и поссорится с Лениным) решил пойти на соглашение с горскими вождями. Вожди (в обмен на привилегии, денежную помощь и отвод войск) согласились признать власть британской короны и пообещали бороться с теми, кто совершает набеги на англичан.
Система оказалась удачной, поэтому появившийся в 1947 году независимый Пакистан не стал ее менять. «Зона племен» расположена на западе Северо-Западной Пограничной провинции и делится на семь так называемых политических агентств или областей (Баджаур, Мохманд, Хайбер, Куррам, Оракзай, Северный и Южный Вазиристан). Исламабад назначает в каждое из них политического агента, который следит за ситуацией и распределяет денежные средства, но реальная власть здесь, как и прежде, принадлежит вождям.
Проблема в том, что вся эта система сдержек и противовесов требует взвешенности и спокойствия, а «зона» граничит с вечно воюющим Афганистаном. "Когда в Афганистане были советские войска, власти не препятствовали тому, что в «зоне» собирались исламисты со всего мира, чтобы воевать с Советами, -- объяснил "Времени новостей" известный пакистанский политический обозреватель Мухаммад Тахир. -- Но после 11 сентября 2001 года Пакистан поддержал действия США в регионе, и вчерашние союзники были объявлены противниками -- им приказали убираться".
Чтобы продемонстрировать верность идеям борьбы с терроризмом, Исламабад ввел в «зону» войска. В ответ пуштуны достали ружья и автоматы. Каждую неделю из «зоны племен» приходили сообщения о теракте или нападении на армейский конвой. Проталибские группы совершали вылазки и в Афганистан. Число пакистанских войск росло -- сначала 50 тыс., а сегодня расквартирован 80-тысячный контингент. Но ситуация с безопасностью не улучшилась.
"Пакистан постоянно обвиняли в неспособности, даже нежелании навести порядок на племенных территориях. Но пушки не помогали. Похоже, что теперь Исламабад решил вернуться к системе старого лорда Керзона", -- говорит «ВН» Мухаммад Тахир. По соглашению с вождями и лидерами Северного Вазиристана, наиболее беспокойной области, власти обязуются отвести войска с блокпостов, прекратить армейские зачистки, выпустить арестованных за незначительные преступления, разрешить горцам носить оружие -- в соответствии с местными традициями. По мнению пакистанских обозревателей, не обошлось и без "финансовой поддержки" влиятельных в горах людей. В ответ местные вожди пообещали прекратить атаки на военнослужащих, не давать убежище иностранным исламистам и остановить вылазки радикалов на афганскую территорию.
Пока не ясно, насколько действенным окажется это соглашение. Но, как сообщили "ВН" в министерстве информации Пакистана, если опыт удастся, то он будет распространен и на другие территории «зоны племен». Возможно, уже вскоре подобное соглашение будет заключено и с вождями Южного Вазиристана. Как полагают пакистанские обозреватели, Бен Ладен вряд ли сможет спокойно жить в «зоне племен» -- слишком одиозная фигура, да и не захочет Исламабад ссориться из-за него с Вашингтоном. Но не исключено, что другим исламистам, рангом пониже, будет позволено остаться здесь, если будут вести себя спокойно: главная задача Исламабада -- любой ценой утихомирить проблемную территорию. Пусть даже методами старого британского лорда.
Евгений ПАХОМОВ, Исламабад, корреспондент РИА Новости в Пакистане, -- для "Времени новостей"