Время новостей
     N°166, 13 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.09.2006
Ненастоящий ЦСКА
Легендарный бренд становится «переходящим знаменем»
Минувшей ночью по московскому времени в Бразилии стартовал женский чемпионат мира. Ровно одна треть состава нашей сборной плюс главный тренер Игорь Грудин представляют команду с необычным названием ЦСКА (Самара). Но это вовсе не означает, что данный квартет спортсменок, в том числе и лучший игрок Европы 2005 года центровая Мария Степанова, сейчас имеет прямое отношение к прославленному спортивному обществу или к профессиональному баскетбольному клубу ЦСКА. «Армейскими» девушки стали в результате августовской сделки между ФГУ МО РФ ЦСКА и ПБК ЦСКА с одной стороны и баскетбольным клубом «Волгабурмаш» -- с другой, согласно которой с нового сезона самарская команда сменит свою прежнюю тяжеловесную аббревиатуру ВБМ-СГАУ и будет выступать под названием ЦСКА с использованием соответствующего красно-синего логотипа.

По мнению участников соглашения, «это укрепит позиции российского женского баскетбола в мире и повысит престиж армейского спорта». Договор действителен до июля 2008 года и в дальнейшем может быть автоматически пролонгирован. Команда прописки не меняет и остается базироваться в Самаре. Это первый прецедент в истории отечественного спорта, когда коллектив не из столицы выступит под названием ЦСКА.

Многократный чемпион страны и трехкратный обладатель Кубка Ронкетти женская баскетбольная команда ЦСКА прекратила свое существование из-за финансовых трудностей по окончании сезона-2000/01. Через несколько лет попытку воссоздания коллектива в Москве предпринял известный предприниматель Шабтай Калманович. Директоратом чемпионата уже был составлен календарь женского первенства с участием «красно-синих», но в последний момент по ряду причин возрождение команды сорвалось -- проект так и остался лишь на бумаге и в умах его авторов.

Нынешний «трюк» с передачей бренда самарскому коллективу вызвал неоднозначную реакцию как у «законсервированных» болельщиков армейской женской команды, так и у бывших ее игроков и главного тренера. Их в большей степени критическое отношение к данному проекту вполне объяснимо. Такое понятие, как честь клуба, для этих баскетболисток не пустой звук. Они в майках с надписью ЦСКА одерживали победы на международной и внутренней аренах в те времена, когда скромные суммы контрактов были несопоставимы с нынешними заоблачными гонорарами, а задержки зарплаты достигали многих месяцев. Тем не менее эти игроки дорожили престижем клуба и вряд ли могли себе представить, что когда-то известный бренд можно будет вот так легко передать какой-то другой стороне, без всякой спортивной и исторической взаимосвязи.

Предоставим слово тем, кто принял непосредственное участие в славных свершениях ЦСКА в последнее десятилетие существования команды.

Елена БАРАНОВА, олимпийская чемпионка Барселоны-1992, трехкратный чемпион России в составе ЦСКА, обладатель Кубка Ронкетти-1997:

-- Кроме негатива, это решение ничего не вызывает. Конечно, я понимаю, что руководство ЦСКА и ВБМ-СГАУ решает свои сиюминутные задачи. То, что назвали «возрождением» ЦСКА, для одних просто постановка галочки без приложения всяких усилий, а для других -- реальный выход в московский бомонд из провинциального городка. Владелец экс-ВБМ Андрей Ищук, справа от которого на трибуне в Самаре вчера сидел губернатор Титов, завтра сможет сесть в Москве рядом с министром обороны.

Обидным лично для меня перебрасывание известного бренда не является. Но я считаю, что это -- решение временное и что через пару лет руководство ЦСКА столкнется с тем, что женскую команду вновь придется возрождать, теперь уже по-настоящему, а не продавать свой бренд всем желающим. У Самары и ее многочисленных болельщиков уже были свои сложившиеся традиции. И такие же традиции были у многолетних болельщиков женского ЦСКА. Сегодня и те, и другие чувствуют себя обманутыми. Мы, прежние одноклубницы по столичному коллективу, ежегодно встречаемся, поддерживаем связь, несмотря на расстояния. И для нас наша команда всегда будет настоящим ЦСКА, который выигрывал еврокубки и чемпионаты страны и без иностранцев, реально продолжал армейскую историю и традиции, передававшиеся из поколения в поколение.

Если оценивать происшедшее минувшим летом, то я могу предложить руководству ЦСКА сделать свой бренд переходящим и вручать его новому чемпиону страны вместе с золотыми медалями, причем во всех видах спорта. Таким образом клуб ЦСКА всегда будет впереди планеты всей.

Людмила КОНОВАЛОВА, капитан ЦСКА в 1993--1998 годах:

-- Новый начальник «большого» ЦСКА Сергей Кущенко распорядился на правах хозяина бренда. В какой-то степени меня, как бывшего игрока и капитана армейской команды, такой поворот событий обидел. Но есть и другая точка зрения: наверное, в плане бизнеса и пиара это грамотный ход. Первая моя реакция: ну как же так можно? Вторая: все нормально, топ-менеджер сделал свой ход, кто сейчас думает о чувствах? Конечно, передать название в Самару -- самый простой способ. Никаких средств не затрачено, а команда -- ведущая в стране и в Европе. И все же хочется возрождения легендарной команды там, где она существовала все время, в Москве. Вот у меня растет семилетняя дочь, и я хочу, чтобы она тоже занималась баскетболом и продолжала мамины традиции. Желательно, в ЦСКА. Но такого коллектива в столице нет, он теперь в Самаре. Еще раз повторюсь, мне трудно высказывать однозначные суждения -- плохо все это или хорошо. Есть новые веяния, видимо, по нынешним временем можно передавать любой бренд куда угодно. Однако команду ЦСКА (Самара) воспринимать как продолжающую наше дело не могу. Для меня до сих пор волжский клуб -- это соперник, ведь мы нередко играли с СКА (Самара). Единственное связующее звено между ВБМ-СГАУ и ЦСКА -- это Маша Степанова, которая выступала вместе с нами во второй половине 90-х.

Анатолий МЫШКИН, главный тренер ЦСКА в 1986--2001 годах, возглавлял женскую сборную России на чемпионатах Европы-1993 и 1997 годов:

-- Само словосочетание ЦСКА и Самара -- это нонсенс. Команда центрального армейского клуба, должна базироваться, как говорится, на месте расположения воинской части, то есть в Москве. Наверное, правильнее указывать новое название самарского коллектива так: ЦСКА и в скобочках помечать «бренд». Я бы, кстати, тоже хотел, чтобы мужская любительская команда, с которой сейчас работаю, имела права на ношение какого-нибудь известного бренда, например «Лос-Анджелес Лейкерс». Но так же не бывает...

Подготовил Илья ТРИСВЯТСКИЙ