Время новостей
     N°166, 13 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.09.2006
Девятипроцентный бензин
Правительство пойдет на уступки нефтяникам ради уменьшения инфляции
Загнать инфляцию за можай для кабинета Михаила Фрадкова -- цель года. Правительство обещало президенту и стране впервые выйти на годовой показатель роста цен, измеряющийся однозначной цифрой -- порядка 9%. Собственно с этого премьер и начал вчерашнее совещание в Белом доме, призванное вопреки всему сдержать опережающие темпы роста потребительских цен. «Ранее запланированный уровень инфляции к концу года должен быть менее 10%, а именно около 9%», -- с нажимом констатировал г-н Фрадков.

Среди главных ответственных за рост цен на белодомовский ковер были вызваны представители всех крупных нефтяных компаний и монетарных властей. Нефтяникам не привыкать отдуваться за инфляционный рост. Да и с цифрами не поспоришь. За последние два месяца вклад растущих бензиновых цен в инфляцию составил 50%. Более того, по оценкам министра финансов Алексея Кудрина, если сохранится динамика прошлого года, правительство благодаря ценам на нефтепродукты не уложится по инфляции в 10% годовых. «Мы идем по тонкому краю», -- предупредил министр.

Михаил Фрадков решил не шокировать публику ни мораториями, ни замораживанием цен на бензин -- видимо, понимая их бесполезность. «Я не хотел бы административных мер, не толкайте нас туда», -- сказал премьер. Дескать, «наш административный ресурс -- это консенсус». Что в общем-то логично. В ситуации, когда внутрироссийские цены на бензин уже приближаются к мировым, поздно махать кулаками.

Вот Михаил Фрадков и предложил договориться по-хорошему. Вместе с министром экономического развития Германом Грефом он указал на то, что правительство в переговорах с нефтяниками прошло большую часть своего пути. Введены налоговые каникулы на разработку новых месторождений, изменена система взимания налога на добычу полезных ископаемых, «обнулен» НДС для месторождений с высокосернистой нефтью, не проводилось индексации акциза на нефтепродукты. Два невыполненных обязательства государства -- открытие биржи нефтепродуктов и введение дифференциации акцизов на высокооктановый бензин в зависимости от степени переработки (то есть чем выше степень, тем ниже акциз).

Впрочем, даже и без этих мер, считают нефтяники, рост цен на бензин по итогам года не превысит инфляции. «В принципе до конца года цены и так не будут расти из-за сезонного падения спроса, так что удержать их в пределах 9% не составит особого труда», -- говорит представитель одной из крупнейших нефтяных компаний. Зато перспектива работать на бирже нравится не всем нефтяникам. В ЛУКОЙЛе и «Русснефти» считают, что для начала необходимо увидеть, как она в принципе будет функционировать. В ТНК-ВР же, напротив, говорят, что будут участвовать в ее работе. Судя по всему, нефтяники готовы выделить некоторую часть нефтепродуктов для торговли на российской бирже. Вопрос лишь в том, насколько будет велик их вклад в развитие такого вида торговли.

Однако нефтяные магнаты нисколько не смутились перед товарищами из правительства и выдвинули новые требования. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов прямо заявил, что нефтяники в одиночку стабилизировать бензиновые цены не смогут. «Рынок сегодня ждет качественного топлива. И мы можем этого добиться только совместными усилиями. Надо принять меры, чтобы цены на нефтепродукты внутри России не были напрямую привязаны к мировым, вот тогда они станут снижаться», -- подчеркнул он.

Вагит Алекперов сказал, что «жизнь требует нового подхода», «подготовки нового пакета соглашений между правительством и нефтяниками». Фрадкову и Грефу оставалось согласиться. Премьер потребовал занесения в протокол, что совместная рабочая группа будет такой пакет разрабатывать -- похоже, это главный и единственный итог вчерашних переговоров с представителями нефтяных компаний. Главные требования представителей нефтянки, которые туда будут внесены, известны. Это различные новации (вплоть до льгот) для увеличения инвестиций в основные фонды.

Как пояснили «Времени новостей» в пресс-службе ЛУКОЙЛа, одним из механизмов стимулирования может стать снижение импортных пошлин на оборудование, закупаемое компаниями для оснащения своих НПЗ. К примеру, стоимость одной установки каталитического крекинга для производства бензинов евро-3 и евро-4, сейчас достигает аж 450 млн долл. Кроме того, государство может также предоставлять компаниям кредиты на более выгодных условиях. «Сейчас мы осуществляем модернизацию своих НПЗ либо за счет собственных средств, либо за счет привлечения займов у зарубежных банков и кредитных организаций под достаточно высокие проценты», -- подчеркнули в пресс-службе. Помимо льготного кредитования государство может выступать в качестве соинвестора в некоторых нефтеперерабатывающих проектах, полагают в "ЛУКОЙЛе".

И почти «святое», о чем г-н Алекперов говорил с придыханием, -- отказ от привязки НДПИ к внешним ценам. По оценкам президента ЛУКОЙЛа, за полтора года налоговая нагрузка на отрасль по НДПИ выросла с 28 до 53%.

Премьер, несмотря на всю тяжесть реализации этой идеи (НДПИ несет на себе серьезную стерилизационную нагрузку, и его будет трудно считать отдельно при внутренних и внешних ценах), согласился включить ее в перечень для дальнейших переговоров.

Но не только снижением цен на нефтепродукты вчера боролись с инфляцией. Министр финансов Алексей Кудрин обвинил в недоработке и монетарные власти. В первую очередь, Центробанк. Причем слабую политику в деле стерилизации денежной массы г-н Кудрин припоминает ЦБ не впервые. Но на сей раз он был предельно предметен. По его данным, ЦБ стерилизовал на настоящий момент 235 млрд долл., а мог бы в два раза больше. Поэтому главный финансист потребовал внести в протокол совещания запись: «Центробанку усилить политику по стерилизации, расширив при этом набор инструментов». Премьер г-на Кудрина активно поддержал. Вероятно, втайне надеясь, что при усилении роли ЦБ в деле стерилизации можно будет подумать и над снижением фискальной нагрузки на нефтяников (читай, «отвязать» НДПИ). В итоге, оказалось, что у всех участников совещания есть возможность поучаствовать в борьбе с ростом цен.

Вера КУЗНЕЦОВА, Анна ГОРШКОВА