|
|
N°165, 12 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Впечатляйся кто может
Москву ждет фестиваль современного искусства
«Охранители сакральных территорий, оставайтесь на своих территориях, на нашу не суйтесь, -- заявил Кирилл Серебренников на вчерашней пресс-конференции. И продолжил: -- Этот фестиваль не для ценителей искусства». Речь шла о фестивале «Territoriя», что пройдет в Москве в октябре. Современный драматический театр, танец, поэзию и кино отбирала компания единомышленников: актеры Чулпан Хаматова и Евгений Миронов, дирижер Теодор Курентзис, театральный критик Роман Должанский и сам режиссер Серебренников, который отвечал «за идеологию».
Журналистов собрали в метро, на новенькой и пока не слишком заполненной народом станции «Деловой центр». В этом уже был «идеологический» оттенок -- метро для Серебренникова означает «демократизм» и «андерграундность» одновременно. (Также участвовавший в пресс-конференции начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев говорил только о демократизме.) Фестиваль и откроется в метро -- в полночь на 15 октября на станции «Воробьевы горы». Но все события (а их много, и они разные, сминающие границы видов искусств; «нам важны станции пересадок», сказал Серебренников) пройдут все же в более привычных пространствах.
Будапештский театр Kretakor сыграет в «Новой опере» (режиссер Арпад Шиллинг, по словам Серебренникова, обошелся вообще без пьесы -- история Венгрии в спектакле Blackland рассказана в эсэмэсках). Американская The Wooster group («мультимедийный проект, соединение технологии и человеческого тела») -- в Центре имени Мейерхольда. Екатеринбургский театр «Провинциальные танцы» -- в «Содружестве актеров Таганки» (Татьяна Баганова представит давно знакомую москвичам «Свадебку» и свеженькую премьеру «После вовлеченности»). В «Школе драматического искусства» Дмитрий Крымов покажет новый спектакль «Демон, вид сверху». А в зале Чайковского Теодор Курентзис с австрийским Klangforum Wien представит сочинения трех современных композиторов (Дмитрия Курляндского, Сергея Невского и Александра Щетинского), посвященные Моцарту; вечер называется Lacrimosa.
В последний день фестиваля десять актеров (среди них Миронов и Хаматова) прочтут в Политехническом сочинения десяти современных русских поэтов. («У нас происходит золотой век новой российской поэзии», -- сообщил Серебренников; обещаны Шиш Брянский, Дмитрий Воденников, Марианна Гейде и другие.) За «новое кино» ответит фильм «Эйфория», только что вернувшийся из Венеции; ожидается немаленькая выставка комиксов. Но чуть ли не самой важной частью феста его устроители полагают скрытую от публики большую учебную программу. Из театральных вузов Казани, Нижнего Новгорода, Ярославля, Саратова и Иркутска привезут по одному курсу, и студенты будут заниматься под руководством мастеров, показывающих на фесте спектакли. Идея состоит в том, чтобы увлечь молодое поколение авангардным мировым театром, чтобы люди не росли с ощущением невежественного самодовольства. «Развитие искусства происходит от впечатлений, -- сказал Серебренников. -- Мы хотим произвести впечатление на московскую молодежь и на ребят, которые приедут из провинции». Стоимость получения впечатлений директор феста Олег Кленин оценил в диапазоне от ста до двух с половиной тысяч рублей.
Анна ГОРДЕЕВА